Способы, средства и методы самопознания
СЛАЙД 17
К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике. Рассмотрим каждый способ подробнее.
Самонаблюдение — это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Самонаблюдение бывает попутным, малоосознанным и целенаправленным.
Самоанализ — процесс разложения на составляющие части черт личности или поведенческих характеристик, установления причинно-следственных связей между ними.
Например, вы установили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т. е. каковы признаки застенчивости'’ Вы можете себе скачать:
«Я стесняюсь, я краснею, не могу внятно ответить на поставленные вопросы» Если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности.
Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? в общении с незнакомыми людьми? со всеми ли или только с представителями противоположного пола и др. Может выясниться, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Можно подумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как вести себя в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве.
Как видим, приведенный алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.
Сравнение сопоставление себя с некоторым условным (или реальным) образом, идеалом, принятыми в обществе нормативами.
Moделирование собственной личности предполагает отображение отдельных свойств и характеристик личности, своих oтношений с другими в символах, знаках, объектах реальных процессов.
Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как студент» и др. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что могу и т д. Эффективным является и такой прием, когда символами обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
Задание 7. Нарисуйте возможные варианты модели собственной личности (используйте дополнительно данные из ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
Рассмотрите модели
Например,
Модель Р. Ассаджиоли
Основоположник специфического направления в психологии, именуемого психосинтезом, Р. Ассаджиоли объединил в своей теории и психотерапевтической практике идеи психоанализа и гуманистической психологии [51]. Эта платформа и определила его видение структуры личности, которую он и его последователи иногда представляли в графическом виде, что и воспроизведено на рис. 21.9 (по аналогии с рис. в [817]).
Пояснения к рис. 21.9: нижнее бессознательное - прошлое в форме подавленных комплексов и глубоко скрытых следов памяти; среднее бессознательное - психические навыки и состояния. Переносятся легко в поле сознания; суперсознание - источник высших чувств, гениальности, созерцательности, просветленности, экстаза; коллективное бессознательное - предпосылка для индивидуальной психики личности (как море для волны); персональное «Я» - чувство справедливости и идентичности. Осознание своего «Я» - первое условие психического здоровья. Это уровень индивидуальности; трансперсональное «Я» - инстанция (состояние), которая, сохраняя чувство индивидуальности, вместе с тем живет на уровне всеобщности, олицетворяет духовное совершенство, которому сопутствует осознание счастья.
Источник: https://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.html
Модель А. Маслоу
А. Маслоу специально не занимался разработкой структуры личности. Тем не менее, понимая личность как специфическую целостность, он в качестве ее основы рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных [448, 963]. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».
Модель Б. Г. Ананьева
В общепсихологическом плане Б. Г. Ананьев в структуру личности вводил следующие основные факторы:
интеллект, экстраверсию - интроверсию, нейротизм, корреляционные свойства индивида (возраст, пол, нейродинамику, конституцию, биохимию).
В социально-психологическом плане личностная структура дополняется общественным статусом и взаимосвязанными с ним общественными функциями-ролями, целями и ценностными ориентациями.
Особенно Б. Г. Ананьев подчеркивал сложность организации, интегрированный характер самих главных факторов личностной структуры и многообразие их взаимосвязей: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека.
Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей между статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом» [22, с. 307- 308].
Резюмирует Б. Г. Ананьев свое видение структуры личности указанием на два принципа ее построения: «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» [22, с. 317]. Плодотворность такого подхода очевидна, поскольку согласуется с принципами построения гармоничного целого (повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность, единство), каковым является феномен личности. К тому же этот двуединый подход уже доказал свою эффективность при описании человека через систему его макрохарактеристик, тем самым косвенно подтверждая единство принципов организации соподчиненных явлений действительности, а именно человека и его личности.
Источник: https://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.htmlИсточник: https://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.html
Модель Р. Кеттелла
Р. Кеттелл при разработке своей модели личности [936, 937], подобно К. Айзенку, опирался на теорию черт и диспозиционный подход. Он полагал, что черты личности отражают типичные для нее способы реагирования. При этом он различал поверхностные и исходные черты. Первые аккумулируют определенные совокупности наблюдаемых поведенческих характеристик в их единстве. Вторые являют собой основополагающие глубинные личностные структуры, определяющие внешнее поведение человека. В соответствии с таким взглядом набор сопутствующих друг другу поведенческих актов может рассматриваться как одна переменная величина. Хороший аналог такого видения поверхностных и исходных признаков личности дает медицинское понятие «синдром». Поскольку поверхностные черты предопределены действием исходных, то по той или иной совокупности внешних признаков можно выявить соответствующую внутреннюю структуру, или фактор.
Вообще факторизация позволяет снизить размерность пространства данных, т. е. обоснованно уменьшить количество измеряемых признаков (переменных) за счет их объединения в некоторые совокупности, выступающие как целостные единицы, характеризующие изучаемый объект. Эти составные единицы и называют факторами. Считается, что именно совокупность признаков в определенных комбинациях может характеризовать психическое явление или закономерность его развития, тогда как по отдельности или в других комбинациях эти признаки не дают информации. Как правило, факторы не видны «на глаз», скрыты от непосредственного наблюдения.
Для выявления скрытых от непосредственного наблюдения личностных факторов Р. Кеттелл применил метод факторного анализа. Это позволило ему в конечном итоге выделить 16 биполярных факторов, составляющих структуру личности. Среди них фактор А (отзывчивость - отчужденность), фактор В (интеллект), фактор G (сознательность - безответственность) и др. Разработанный Р. Кеттеллом 16-факторный опросник является одним из ведущих инструментов диагностики личности уже несколько десятилетий
Источник: https://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.html
Модель З. Фрейда
Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.
Модель К. Юнга
В аналитической психологии К. Юнга недостаточно четко прорисованы границы между психикой, которую он нередко называл душой, и личностью. Поэтому обычно считается, что в состав личности, по Юнгу, включаются те же три образования, что и для «души»: 1) сознание (Эго); 2) личное бессознательное (как аналог предсознательного в теории З. Фрейда); 3) коллективное бессознательное. Введение в структуру личности последнего компонента - наиболее весомый вклад К. Юнга в теорию психоанализа.
Для характеристики личности имеет значение наполнение К. Юнгом инстанции «личного бессознательного» в трактовке З. Фрейда дополнительными образованиями, названными им «комплексами». Комплексы - это совокупности «эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний. …эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума» [858, с. 200]. Разнообразие этих комплексов довольно велико. Например, комплексы власти, матери или отца, денег, секса.
В составе коллективного бессознательного К. Юнг выделял подструктуры «мощных первичных психических образов», названных им «архетипами», о которых тоже уже говорилось ранее. Важнейшими конретизациями архетипов считаются: анима и анимус, персона, тень, самость. Анима - проявление бисексуальности человека в форме бессознательной женской составляющей (фемининности) в личности мужчины. Анимус - бессознательная мужская сторона (маскулинность) в личности женщины. Персона - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в детстве; маска, скрывающая истинную природу человека. Тень - бессознательная противоположность того, что личность настойчиво утверждает в сознании; это инстинкты, унаследованные человеком от животных предков. Самость - воплощение целостности и гармонии личности, ее центральное образование, обеспечивающее равновесие, стабильность, единство личности. В аналитической психологии считается, что «самость - это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают» [846, с. 102].
Но для описания личности и объяснения поведения людей перечисленных факторов К. Юнгу не хватало, и он вводит еще две категории: «жизненные установки (или ориентации, направленности либидо)» личности и «психологические функции». Ориентация на внешний объективный мир - это установка экстраверсии, ориентация на внутренний субъективный мир - это установка интроверсии. Функции, к которым К. Юнг, по его признанию, «пришел исключительно эмпирически», и которые «образуют своего рода единство» - это ощущение, мышление, эмоции (чувство) и интуиция. «Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип» [912, с. 9]). По словам К. Юнга, «ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется» (цит. по [846, с. 104]).
Две жизненных установки (эго-ориентации) и четыре функции, взаимодействуя, образуют восемь сочетаний, отражающих доминирующие тенденции в функциональном плане и в плане эго-ориентаций и отождествляемых с типами личности: экстравертированный сенсорный, мыслительный, чувственный или интуитивный типы плюс интровертированные те же варианты.
На типологии К. Юнга базируется относительно новое направление в практической психологии, именуемое соционикой [54].
Модель Г. Айзенка
При построении своей модели личности Г. Айзенк реализует так называемый диспозиционный подход, суть которого заключается в субординации компонентов личности [945]. Наивысшими в этой иерархии личностными факторами он признает свойства «экстравертированности - интровертированности» и «нейротизма». Заимствуя у К. Юнга понятия «экстраверт - интроверт», Г. Айзенк наполняет их другим содержанием: направленность либидо (эго-ориентацию) он заменяет комплексом скоррелированных черт. Нейротизм понимается им главным образом как эмоциональная неустойчивость. Эти интегральные «суперчерты» личности имеют континуальное количественное выражение в значительном диапазоне показателей. Конкретная величина на оси показателей определяется конкретным сочетанием нижележащих в иерархии свойств, присущим конкретному человеку. Система свойств личности, по Г. Айзенку, включает не менее четырех уровней иерархии: суперчерты включают в себя «составные» черты (например, общительность, настойчивость, активность и др.). Те, в свою очередь, со стоят из «привычных реакций» (например, улыбка и рукопожатие при встрече с любым человеком). Наконец, привычные реакции составляются из «специфических реакций», т. е. специализированных действий, совершаемых в сугубо конкретных условиях с сугубо конкретными целями.
Тип личности определяется как точка на плоскости, образованной ортогонально расположенными двуполюсными осями «экстраверт - интроверт» и «нейротичный (неустойчивый) - стабильный (устойчивый)». Положению этой точки соответствует совокупность «составных черт» с определенной степенью их выраженности. Например, для сильно выраженного невротического экстраверта характерны такие свойства, как беспокойство, ранимость, агрессивность, возбудимость, импульсивность, непостоянство, активность, оптимизм. Окружность с центром в точке пересечения указанных ортогональных осей, отражающих суперчерты, называется «кругом Айзенка». Квадранты этого круга заполняются соответствующим набором черт, и, как показывает их анализ, каждому квадранту соответствует один из четырех традиционных типов темперамента. Так, стабильному экстраверту соответствует сангвинический тип темперамента, стабильному интроверту - флегматический, нейротическому экстраверту - холерический, нейротическому интроверту - меланхолический [378, с. 290- 291].
К. Айзенк позднее ввел еще одно измерение (суперчерту) - психотизм, отражающее, как он сам указывал, «силу супер-эго», расшифровывающуюся в показателях агрессивности, жестокости, аутизма, экстравагантности, демонстративности и т. п. Но этот параметр не получил достоверного научного подтверждения и «не прижился» ни в теории личности, ни в практической психодиагностике.
Для диагностики суперчерт и определения типа личности К. Айзенком было разработано несколько модификаций специального личностного опросника. Наибольшей популярностью пользуется модификация EPI (Eysenk Personality Inventory), имеющая взрослый и детский варианты и адаптированная в нашей стране.
Источник: https://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26640-primery-strukturnyh-modeley-lichnosti.html
Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, кoгда тa или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность осуществить самопринятие. Суть его заключается в том, что отдельные качества Личности одновременно имеют и позитивные, и негативные стороны.
Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как позитивную, или как негативную. Важно в позитивном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном — положительные стороны, так, например, ответственность — это сильное качество.
Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ртветственным везде и во всех ситуациях невозможно.
Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, отсутствие выдержки и самообладания.
Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому необходимо освоить приемлемые способы ее выражения, научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями. Такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств. в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а ею отрицательные последствия сводятся к минимуму.
Одним из самых распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах (устный письменный ведение дневника и др ). Самоотчет может проводится в конце какого-то периода - недели, месяца, накануне или сразу после знаменательной даты и тд. Здесь важно воспроизвести события своей жизни в этот период: проанализировать свое поведение в разных ситуациях; отметить все позитивные и негативные стороны; выявить причины, которые побудили поступить так или иначе; представить модели более эффективного поведения; выделить в себе качества и черты личности, ярко проявившиеся в «отчетном» периоде.
К средствам самопознания можно отнести просмотр фильмов, спектаклей, чтения художественной литературы, так как обращая внимание на психологические портреты и характерстики героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек осознанно сравнивает, отождествляет или противопоставляет себя героям.
К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога, коучинг и пр.