СЛАЙД 2, 3,4 Теории развития личности
В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др.
Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.
Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание. См. ниже пример.
Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.
Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.
СЛАЙД 6
При этом основу способности к саморазвитию составляют:
- умения личности видеть свои недостатки и ограничения;
- анализировать их причины в собственной деятельности;
- критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.
Задание2: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию.
Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы
Для оценки используйте (дополнительно см. приложение)
Темперамент
Характер
Способности
Направленность личности
Интеллектуальность
Эмоциональность
Умение общаться
Самооценка
10. уровень самоконтроля;
11. способность к групповому взаимодействию.
См
1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
«Все, что уже прошло — это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»
Гораций
Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельностикак непрерывного процесса целеполагания, деятельностей и поведения человека.
В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других.
СЛАЙД 5
Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.
Другой характеристикой – активность личности. Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.
Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию.Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.
Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.
Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»
ПРИМЕР
Посмотрите на то, что получилось на примерной таблице и у Вас. Видите, что по результатам этого упражнения вскрываются цели:
1. вполне реальные, и цели —
2. нереальные?
Реально — похудеть на 10 кг да и желанно при этом. Не идёт в разрез с нашей Личностью.
Реально — научиться лучше считать. Однако уже здесь Вы можете спросить себя: «А зачем?» Как неумение считать мешает Вам в жизни?
И тогда мы начинаем вдумчиво и честно заполнять колонку «А зачем?»
Те места, где Ваша рука сама проставляет вот такие вот красноречиво недоумевающие вопросительные знаки — это и есть нереальные и ненужные Вам цели.
Бывает и так, что в строчку не поставишь ничего, кроме ряда вопросов...
Вспомните детство.
Уставший и капризный Ребёнок тянется в вонючем продуктовом магазине к конфете ядовито-розового цвета. «Хочу», кричит дитя.
«Зачем?» стоически спрашивает его спокойный Взрослый.
Зачем тебе эта Ужасная Конфета?
СЛАЙД 7
Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются :
- реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,
- уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.
Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.
Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.
СЛАЙД 9
Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности.
События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.
Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:
события среды (то, что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),
события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и т.п.).
Таблица. Виды событий по Лонгвиновой
наименовние | содержание |
события среды | то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность |
события поведения | Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием), |
события внутренней жизни | относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп) |
Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.
Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.
Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.
Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам
СЛАЙД 10
Мотивация саморазвития.
Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации.
Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.
Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.
СЛАЙД 11
В содержательном плане можно выделить три направления саморазвития:
Ι
Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы.
Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено.
Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.
Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.
Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.
Задание 4. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: кто я? какой я? в чем смысл моего существования, моей жизни? Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.
Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из состава термина «самопознание» — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми ит. п.
Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение.
СЛАЙД 12
Согласно К. Роджерсу, в человеке выделяются две составляющие:
Реальное Я — система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях и
Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние —
Социальное окружение — все то, что навязывается человеку со стороны — нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д.
Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения, различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его.
Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает себя, как ее воспринимают другие, причины, побуждающие искажать свой опыт, действовать в угоду окружению.
В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни
Задание 5. Постройте собственную модель реального «Я»
В современной психологии существует множество схем, используя которые можно давать развернутые характеристики другим людям, организовывать собственное самопознание и характеризовать самого себя. СЛАЙД 13
В самом общем виде можно выделить следующие сферы, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию
Личностно-характерологическая сфера качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчивость и др. ), к деятельности, труду, учебе (инициативность, исполнительность, трудолюбие и др ) самому себе (самоуважение, уверенность-неуверенность); вещам (бережливость, аккуратность, опрятность). природе, искусству, науке и т. п.
Мотивационно-ценностная сфера личности самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение.
Эмоционально-волевая сфера личности - познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умении мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.
Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в paзных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов
Познавательная сфера личности осознание и понимание функционирования психических процессов восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своею ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач
Сфера внешнего облика — самоанализ облика, внешнего вида, походки, манеры держать себя, разговаривать, а также свойств, которые в своей совокупности определяют темперамент.
Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — анализ связей с другими людьми — близкими и не очень близкими, взаимодействия стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры.
Сфера деятельности — знания, умения, навыки, способности человека, их развитие и использование в жизни и деятельности.
Сфера собственного жизненного пути — умение анализировать прожитое, подводить какие-то итоги, строить планы на будущее, заниматься прогнозированием личности и самопрогнозированием.
Можно говорить о самопознании себя во внешнем и внутреннем мире. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения.
К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли и многое другое. Открытие и познание своего внутреннего мира— не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.
Итак, на вопрос «что надо познавать в себе» нет однозначного ответа. Сферы самопознания могут быть достаточно широкими. Самопознание всегда связано с тем, что человек думает о себе, что он о себе знает, что думают о нем значимые для пего люди
В общем понимании цель самопознании - это образ результата, который человек хочет достичь
Чем конкретнее и ярче он представляет себе цель, тем полнее будет достигнутый результат.
СЛАЙД 14
В качестве результатов самопознания выступают знания человека о себе. Эти знания группируются в конструкты по принципу близости, например:
В свою очередь названные конструкты в своей совокупности составляют образ «Я» Согласование, обоснование компонентов образа «Я» проясняют для человека его Я-концепцию.
Я-концепция – это система представлений индивида о самом себе, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего Я-концепция менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельной начало и возможности развития в будущем.
С точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, к наиболее общим результатам самопознания можно отнести чувство самодостаточности, самопринятие и в конечном итоге — самоуважение.
Однако цели самопознания могут быть широкими и узкими, реальными и нереальными, истинными и ложными.
СЛАЙД 15
К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом. Немало людей не задумывается над своими жизненными целями, не стремятся к самопознанию, «плывут по течению». Это обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.
К узким целям самопознания относится то конкретное содержание образа Я, которое становится актуальным в какой-то момент.
Возможна и системная постановка целей. Одной из самых распространенных и широко применяемых систем является триада:
встречаются барьеры, которые человеку приходится преодолевать, чтобы успешно работать над саморазвитием. |
Какие цели может ставить перед собой человек?
СЛАЙД 16
Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что на самом деле существует, а
цель нереальная – когда пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека, ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных обстоятельств.
Таким образом, ставить цели самопознания человека побуждают мотивы – движущая сила целеполагания и деятельности в целом.
Мотивы самопознания можно разделить на две группы специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредовано.
В основе специфических мотивов лежит интерес к себе. Интерес – это эмоционально окрашенная потребность в познании себя.
Различают несколько стадий развития интереса к себе:
1) любознательность – характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку неизвестно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. проявляться только как любопытство, и, когда оно удовлетворяется, человека начинают занимать другие, более насущные вопросы;
2) собственно интерес к себе – устойчивый интерес, который начинает определять новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя;
3) страсть самопознания – высоко эмоциональный интерес, которому человек может посвятить значительную часть своей жизни. Негативным проявлением страсти к самопознанию являются использования алкоголя и других психотических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного.
Необходимо отметить, что мотивация человека и самопознание взаимосвязаны: без познания себя, осознавания своих мотивов невозможно в полной мере реализовать свои способности, в то же время, самопознание осуществляется при наличии у человека соответствующих мотивов.
Задание 6: Составьте схему, отражающую цели и мотивы человека в самопознании.