Методика проведения микроисследования

Задание. Разработать методику проведения микроисследования в студенческой группе по определенной выбранной Вами темы.

Алгоритм выполнения задания.

1. Выберите тему микроисследования из предложенных, и которая вам интересна.

2. Сформулируйте проблему микроисследования.

3. Сформулируйте объект микроисследования.

4. Сформулируйте предмет микроисследования

5. Сформулируйте цель микроисследования.

6. Определитесь, среди студентов, какого курса Вы будете проводить микроисследование.

7. Выберите метод микроисследования.

8. Разработайте содержание микроисследования, исходя из метода, который вы выбрали (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа и т.п.).

9. Обработайте данные, полученные в ходе микроисследования.

10. Представьте графически полученные результаты микроисследования.

11. Проанализируйте полученные результаты микроисследования (интерпретируйте полученные данные в сравнении с официальными данными и своими личными впечатлениями).

12. Сделайте вывод-прогноз.

Критерии оценки выполненного задания.

Четкость логики микроисследования.

1. Соответствие цели, объекта и предмета микроисследования.

2. Обоснованность выбора метода микроисследования.

3. Оригинальность представления результатов микроисследования.

4. Использование педагогической терминологии в выводе-прогнозе.

Приложение 11

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Задание:разработайте и проведите круглый стол (конференцию) по исследуемой проблеме

Методическая подсказка:

«Круглый стол» (КС) следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.

Целевое назначение метода состоит в:

– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;

– введение в практику принципа «свободного микрофона»;

– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:

1. Вариант «А»:

– краткое вводное слово ведущего;

– заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»;

– постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;

– развертывание дискуссии;

– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

2. Вариант «Б»:

– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;

– уточнение порядка и характера работы;

– ответы по существу поставленных вопросов;

– заслушивание мнения выступающих из аудитории;

– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

3. Вариант «В»:

– показ-предъявление проблемы (кино, фото, презентации и т. п.);

– представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;

– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;

– дискуссия;

– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам круглого стола порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы круглого стола, высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

Как видно, эффективность круглого стола по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.

Критерии оценки выполнения задания:

-грамотная разработка сценария круглого стола: ставить цели и выбирать пути ее достижения;

-активное участие в работе круглого стола и готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- умение высказывать свою мысль, доказывать ее, обобщать, анализировать и делать выводы.

Приложение 12

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задание:выполните контрольную работу по исследуемой проблеме

Контрольные работы по дисциплине «Теоретическая педагогика» является составной частью профессионально-педагогической подготовки студента в педагогическом университете. Выполнение контрольных работ предполагает выявление знаний у студентов, полученных в процессе обучения и умений в области самообразования.

Выполнение работы предусматривает самостоятельное овладение студентом теоретическим материалом, ознакомление с указанной литературой и проведение ее анализа по выбранной теме; изучение опыта работающих учителей, проведение собственного исследования, анализ и обобщение результатов такой деятельности.

Необходимо выделить несколько этапов при выполнении контрольной работы:

1. Выбор темы. Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии со своими педагогическими и профессиональными интересами и потребностями, а также учитывает имеющуюся литературу по выбранной проблеме.

2. Обязательно следует делать теоретическое обоснование актуальности и практической значимости избранной темы. Возможно частичное изменение содержания темы по согласованию с преподавателем.

3. Работу над темой необходимо начать с усвоения соответствующих разделов учебных пособий по педагогике, а затем только переходить к изучению указанной литературы. Целесообразно записывать основные положения, примеры, выводы, указывая название работы, автора, страницы.

4. К каждой теме даны цель работы, примерная структура, описание опытной работы. Обязателен план работы, в котором должен быть перечень вопросов, важных для глубокого и полного освещения проблемы и помогающий обеспечить логическую стройность и последовательность изложения материала по теме.

Критерии оценки выполнения задания:

- содержание работы отражает тему контрольной работы;

- четкость, логичность, последовательность построения и изложения материала с использованием педагогической терминологии;

- обоснованность работы на основе подтверждения основных положений аргументами, практическими данными, фактами.

Наши рекомендации