Взаимосвязь педагогики с другими областями научного знания

Приложение 1

КЛАСТЕР ПОНЯТИЙ

Задание:Представьте в виде кластера понятийно-категориальных аппарат либо одной из структурных областей педагогики, либо крупного тематического раздела педагогики.

Составьте словарь определений категорий и понятий, вошедших в Ваш кластер.

Методическая подсказка:

1. Перед выполнением заданий вспомните, что такое кластер и понятийно-категориальный аппарат.

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». (Т.Вуджик. Как создать идею. СПб.,1997, с.69.). Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

2. От степени детализации кластера будет зависеть итоговая оценка, поэтому постарайтесь добиться разумной детализации, позволяющей увидеть понятийно-категориальный аппарат выбранной области или раздела.

3. При составлении словарика не забудьте в скобках указывать источники, из которых выписаны определения понятия.

Задание оценивается по следующим критериям:

· полнота и правильность составленного кластера;

· корректность понятийно-категориального словаря;

· оформление и работы, оригинальность.

Приложение 2

Приложение 3

Парадигмы

Задание:Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

Методическая подсказка:

1. На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.

Задание оценивается по следующим критериям:

· Четкость выделения ответов по выделенным критериям

· Полнота выделяемых различий.

«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

    Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход
1. Цель    
2. Критерий истинности    
3. Основной метод    
4. Тип взаимодействия    
5. Функции    
6. Роль исследователя    
7. Требования к исследованию    
8. Область применения    
9. Результат    
10. Ведущие принципы.    

Тексты для выполнения задания.

Текст№1

ПАРАДИГМЫ

Остановимся на краткой характеристике данных парадигм познания.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию изучение человека, его внутреннего мира по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к позна­нию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.

Таким образом, можно сделать вывод, что при гуманитарном подходе к исследованию используется субъектный подход и исследуемый является активным субъектом общения. При гуманитарном подходе исследователя к познанию происходит изменение, развитие субъектов общения, в отличие от естественнонаучного познания при котором объект остается неизменным во время всего исследования.

И наконец, необходимо отметить еще одно из основных отличий гуманитарной, или описательной парадигмы исследования: если при экспериментальном позна­нии исследователь идет обычно от проблемы, в гуманитарном он сталкиваемся с обратным перед ним обычно не четко сформулированная проблема, а целый неведомый комплекс проблем, в нашем случае сам ученик. К основным методам гуманитарного познания относят методы так называемой описательной диагностики: самонаблюдения, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности.

Приложение 4

Приложение 5

АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Задание:составить аннотированный список источников по исследуемой проблеме.

Методическая подсказка:

Аннотированный список литературы представляет собой список литературы по определенной проблеме с аннотациями.

Содержание аннотированного списка составляется по схеме: 1) название книги, фильма; 2) автор; 3) краткая аннотация; 4) выходные данные: год издания, издательство.

Аннотация –краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.

Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.

Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми.Она содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

3. Выводы автора, его мнение, оценка.

Критерии оценки выполнения задания:

1. Соответствие теме задания (каталог литературы для педагога-воспитателя).

2. Полнота и содержательность представленных изданий (раскрывают разные аспекты деятельности педагога).

3. Современность и актуальность аннотированной литературы.

4. Разнообразие жанров источников.

5. Эстетика оформления материала.

6. Оригинальность представленных материалов.

7. Наличие собственной авторской позиции в аннотации издания.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Письмо школьника

Задание: Изучив конкретную педагогическую систему написать письмо от лица воспитанника (учащегося)…

Также могут быть оговорены условия, например: по истечении определенного срока обучения; о конкретном проявлении системы (первые впечатления, занятия конкретного учителя, досуг и т.д.)

Методическая подсказка:

Алгоритм выполнения задания:

1. На основе литературного источника (источников) изучить конкретную педагогическую систему.

2. Составить текст письма.

Возможные педагогические системы:

· Педагогические системы (развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение и др.)

· Альтернативны педагогические системы: школа М.Монтессори, Вальдорфская школа Р.Штайнера и др.

· Исторические педагогические системы: Смольный институт благородных девиц, Царскосельский лицей, Первый кадетский корпус и др.

· Авторские исторические педагогические системы: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка и др.

Список рекомендуемой литературы

1. Бражник Е.И., Повзун В.Д., Свиридова И.А. Модели альтернативного образования: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: Педагогическое общество, 1998.

3. Зарубежные системы образования. – М., 1996.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2006.

5. История образования и современность / Под ред. Ш.И.Ганелина. – Л., 1970.

6. Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007.

Задание оценивается по следующим критериям:

· Использование знаний конкретной педагогической системы;

· Культуросообразность содержания письма (соответствие особенностям культуре, корректность языка);

· Оригинальность.

Приложение 10

А

Программа самообразования

Задание:Составьте программу Вашего самообразования как педагога на ближайшие пять лет. Результаты оформите в таблице.

Задачи Средства Форма Ресурсы Ожидаемый результат
Цель - …………….
Знакомство с инновационным образователь-ным опытом различных регионов Издания, публикую-щие данный опыт Самостоятельная работа Информа-ция, временной ресурс Использова-ние инновацион-ного опыта регионов РФ в собственной профессио-нальной деятельнос-ти
Семинары для учителей Очная Информа-ция о семинаре, временной ресурс, возможно финансиро-вание
         

Методическая подсказка:

Постарайтесь прописать программу самообразования как можно более конкретно. Продумайте, чему бы Вы хотели научиться, чем Вам необходимо овладеть; где бы Вы смогли почерпнуть знания по тем или иным вопросам; кто бы мог помочь Вам в процессе самообразования; какие организации могли бы Вам способствовать в реализации Вашей программы самообразования.

Задание оценивается по следующим критериям:

- соответствие программы самообразования общей заявленной цели самообразования;

- логичность и структурированность программы самообразования;

- грамотность выполненной работы

Б

Приложение 11

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Задание:разработайте и проведите круглый стол (конференцию) по исследуемой проблеме

Методическая подсказка:

«Круглый стол» (КС) следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.

Целевое назначение метода состоит в:

– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;

– введение в практику принципа «свободного микрофона»;

– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:

1. Вариант «А»:

– краткое вводное слово ведущего;

– заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»;

– постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;

– развертывание дискуссии;

– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

2. Вариант «Б»:

– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;

– уточнение порядка и характера работы;

– ответы по существу поставленных вопросов;

– заслушивание мнения выступающих из аудитории;

– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

3. Вариант «В»:

– показ-предъявление проблемы (кино, фото, презентации и т. п.);

– представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;

– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;

– дискуссия;

– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам круглого стола порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы круглого стола, высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

Как видно, эффективность круглого стола по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.

Критерии оценки выполнения задания:

-грамотная разработка сценария круглого стола: ставить цели и выбирать пути ее достижения;

-активное участие в работе круглого стола и готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- умение высказывать свою мысль, доказывать ее, обобщать, анализировать и делать выводы.

Приложение 12

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задание:выполните контрольную работу по исследуемой проблеме

Контрольные работы по дисциплине «Теоретическая педагогика» является составной частью профессионально-педагогической подготовки студента в педагогическом университете. Выполнение контрольных работ предполагает выявление знаний у студентов, полученных в процессе обучения и умений в области самообразования.

Выполнение работы предусматривает самостоятельное овладение студентом теоретическим материалом, ознакомление с указанной литературой и проведение ее анализа по выбранной теме; изучение опыта работающих учителей, проведение собственного исследования, анализ и обобщение результатов такой деятельности.

Необходимо выделить несколько этапов при выполнении контрольной работы:

1. Выбор темы. Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии со своими педагогическими и профессиональными интересами и потребностями, а также учитывает имеющуюся литературу по выбранной проблеме.

2. Обязательно следует делать теоретическое обоснование актуальности и практической значимости избранной темы. Возможно частичное изменение содержания темы по согласованию с преподавателем.

3. Работу над темой необходимо начать с усвоения соответствующих разделов учебных пособий по педагогике, а затем только переходить к изучению указанной литературы. Целесообразно записывать основные положения, примеры, выводы, указывая название работы, автора, страницы.

4. К каждой теме даны цель работы, примерная структура, описание опытной работы. Обязателен план работы, в котором должен быть перечень вопросов, важных для глубокого и полного освещения проблемы и помогающий обеспечить логическую стройность и последовательность изложения материала по теме.

Критерии оценки выполнения задания:

- содержание работы отражает тему контрольной работы;

- четкость, логичность, последовательность построения и изложения материала с использованием педагогической терминологии;

- обоснованность работы на основе подтверждения основных положений аргументами, практическими данными, фактами.

Приложение 1

КЛАСТЕР ПОНЯТИЙ

Задание:Представьте в виде кластера понятийно-категориальных аппарат либо одной из структурных областей педагогики, либо крупного тематического раздела педагогики.

Составьте словарь определений категорий и понятий, вошедших в Ваш кластер.

Методическая подсказка:

1. Перед выполнением заданий вспомните, что такое кластер и понятийно-категориальный аппарат.

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». (Т.Вуджик. Как создать идею. СПб.,1997, с.69.). Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

2. От степени детализации кластера будет зависеть итоговая оценка, поэтому постарайтесь добиться разумной детализации, позволяющей увидеть понятийно-категориальный аппарат выбранной области или раздела.

3. При составлении словарика не забудьте в скобках указывать источники, из которых выписаны определения понятия.

Задание оценивается по следующим критериям:

· полнота и правильность составленного кластера;

· корректность понятийно-категориального словаря;

· оформление и работы, оригинальность.

Приложение 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Задание:Изобразите в виде наглядной схемы связи педагогики с другими областями научного знания. Обозначьте тип связи педагогики с 3-4 из представленных на вашей схеме областей. Аргументируйте выбор типа.

Выберете 3-4 области научного знания и проиллюстрируйте взаимосвязь педагогики с ними конкретными примерами.

Проделайте мысленный эксперимент: представьте, что связи педагогики с одной из обозначенных на схеме областей (выбор за вами) прекратились. Опишите, к каким последствиям (как для педагогики, так и для этой области) это может привести.

Методическая подсказка:

1. Постарайтесь включить в вашу наглядную схему, главным образом, те области, с которыми педагогика взаимосвязана в первую очередь (этому поможет, если вы вспомните, что является объектом педагогики).

2. Вспомните, какие типы взаимосвязи между различными областями научного знания бывают. Не забудьте, что типов связи между педагогикой и другой областью науки может быть несколько. Учтите это в ходе аргументации определения типа связи.

Границы предметной области педагогики (По: Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. с - 11 )

Политология Философия Экономика
Биология ПЕДАГОГИКА Социология
Медицина Психология Право

Основные типы связей педагогики с другими науками: (По: БорыткоН.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008).

Тип связи Характеристика типа
1. Заимствование Педагогика из этой науки заимствует термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются педагогикой.
2. Взаимовлияние Этот тип взаимосвязи, в отличие от предыдущего, носит двусторонних характер. Предполагается, что педагогика и связанная с ней область оказывают друг на друга влияние.
3. Взаимодействие Предполагает, что связанными науками изучается одно и то же явление, но каждая из наук рассматривает это явление в определенном контексте (в рамках своей предметной области). Главное направление исследования задается одной из областей. Такой областью может стать и педагогика.
4. Взаимопроникновение Подобные связи возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции, возникают новые отрасли в рамках другой науки.
5. Комплементарность Термин «комплементарность» переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.
6. Интеграция integratio – восстановление, восполнение. Под интеграцией понимают связывание отдельных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей может стать новая научно-педагогическая дисциплина (например, философия образования, психолингвистика и т.д.).

Задание оценивается по следующим критериям:

· логичность и наглядность предложенной схемы;

· правильность и аргументированность определения типов связи;

· корректность приведенных примеров;

· аргументированность описания последствий;

· оригинальность суждений

Приложение 3

Парадигмы

Задание:Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

Методическая подсказка:

1. На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.

Задание оценивается по следующим критериям:

· Четкость выделения ответов по выделенным критериям

· Полнота выделяемых различий.

«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

    Критерий для сравнения Естественнонаучный подход Гуманитарный подход
1. Цель    
2. Критерий истинности    
3. Основной метод    
4. Тип взаимодействия    
5. Функции    
6. Роль исследователя    
7. Требования к исследованию    
8. Область применения    
9. Результат    
10. Ведущие принципы.    

Тексты для выполнения задания.

Текст№1

ПАРАДИГМЫ

Остановимся на краткой характеристике данных парадигм познания.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию изучение человека, его внутреннего мира по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к позна­нию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.

Таким образом, можно сделать вывод, что при гуманитарном подходе к исследованию используется субъектный подход и исследуемый является активным субъектом общения. При гуманитарном подходе исследователя к познанию происходит изменение, развитие субъектов общения, в отличие от естественнонаучного познания при котором объект остается неизменным во время всего исследования.

И наконец, необходимо отметить еще одно из основных отличий гуманитарной, или описательной парадигмы исследования: если при экспериментальном позна­нии исследователь идет обычно от проблемы, в гуманитарном он сталкиваемся с обратным перед ним обычно не четко сформулированная проблема, а целый неведомый комплекс проблем, в нашем случае сам ученик. К основным методам гуманитарного познания относят методы так называемой описательной диагностики: самонаблюдения, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности.

Приложение 4

Наши рекомендации