Воспитание, его специфика и характерные особенности

Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя, они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы агкольников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников.

Конечная цель воспитания двуедина:

1) освоение социально-культурных ценностей общества;

2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

И в более узком смысле этого слова предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности — интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания.

2. Триединая сущность воспитания. Воспитание — понятие многоликое. Его нельзя понимать в одном единственном смысле. Воспитание есть триединство; образно говоря, «три кита» в одном. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, ежегодно, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств; в этом диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон.

Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе -самовоспитания, саморазвития.

Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).

Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как применение к детям начал саморазвития. Вся сущность школьного образования и воспитания заключается в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании. Внешняя природа, как и вся жизнь, дает организму человека лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность — только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.

С этой точки, зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки.

4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя детского объединения, родителей...). Поэтому одним из основополагающих направлений (забот) педагога, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий-воспитания, или воспитывающей среды.

5. Важнейшим (можно сказать центральным) признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности... Центральным понятием здесь является понятие «культура» (лат.Cultura — «возделывание, обрабатывание, почитание»).

В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно стоится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры (на этом нередко строятся программы и учебные планы специализированных классов и школ, гимназий, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений...)- Однако, это неверно. Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, т.е. воспитание «человека культуры».

Вторая сторона двуединого содержания воспитания -развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание — процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (ков), специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья», что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога.

7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и т.д. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал-мастер высокого класса — человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т.е. сам занимающийся самопознанием и саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.

Педагогика как наука

Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и как педагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древние времена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племени и обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ и других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.

Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией, психологией и в ее педагогических аспектах будет рассмотрена ниже. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

В настоящее время, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория как предмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется в нескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание в выше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней . Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяет предмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому правильно также говорить, что педагогика изучает закономерности воспитания и образования - устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика.

В связи с развитием системного подхода в науке некоторые ученые характеризуют предмет педагогики как педагогическую систему - совокупность некоторых взаимосвязанных элементов (средств, методов, процессов), вместе выполняющих функцию формирования личности с заданными свойствами. Можно сказать, педагогика изучает педагогические системы. Учеными (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина) выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически называют главные понятия педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность, то есть учебно-воспитательная работа учителя, состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов. Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическая деятельность.

Итак, предмет педагогики - воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как направленное воздействие на учащихся с целью их развития и формирования.

Наши рекомендации