Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.
Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность.
Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др. Формы организации обучения в системе Л.В.Занкова отличаются гибкостью, динамичностью.
В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников.
Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения.
Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.
Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Условия реализации:
Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).
• Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку, её меру.
• Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)
• Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком).
Принцип ведущей роли теоретических знаний
Условия реализации:
• выдвижение на первый план познавательной стороны обучения;
• устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами;
• определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала
Коллизии
В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).
Условия возникновения коллизий:
ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
• он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
• он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
«Ошибка- находка для учителя»
Л.В. Занков
Вариантность
Проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одних и тех же условиях обучения.
Учитель может:
• изменять поурочный план
• изменять способы работы;
• изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.
Ученики могут:
• выбирать задания и способы решения учебной задачи.
« При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева
Урок в системе Л.В. Занкова
Главное – «жизнь детей на уроке» (непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками) (Л.В. Занков. Беседы с учителями. С.321)
2. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников.
Дети осуществляют умственную деятельность:
наблюдение,
сравнение,
сопоставление,
дифференцирование (расчленение)
обобщение,
группировку,
умозаключение
выводы
На уроке соблюдается принцип «идти от детей».
Занков Л.В.
Выводы:
- осуществляется всестороннее развитие учащихся
- они могут работать в коллективе, сообща, отстаивать собственное мнение
- дети научаются размышлять, думать над решением задач, а не принимать готовое решение
- учитель воспринимается как старший помощник, друг
- ребенок учится справляться с трудностями самостоятельно
- повышается мотивация к школьному обучению
- знания становятся более прочными, так как присутствует тесная связь между пройденным материалом и новым.
Использованные материалы:
1. http://azps.ru/handbook/p/prin144.html
azps.ru А. Я. Психология
2. http://www.zankov.ru/rest/parentslib/article=1262/
Занков.ru Система развивающего обучения
Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.
Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность.
Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др. Формы организации обучения в системе Л.В.Занкова отличаются гибкостью, динамичностью.
В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников.
Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения.
Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.
Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова
1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Условия реализации:
Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).
• Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку, её меру.
• Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)
• Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком).