Профессиональный имидж и авторитет педагога.
Для современного учителя важно уметь моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж и авторитет. Имидж — это образ человека, который складывается среди других людей. Это понятие было введено в начале 60-х годов XX столетия. В середине 90–х гг. XX в. появились первые отечественные разработки по имиджированию. Понятие имидж происходит от латинского слова imago — образ и с лексемой — imitari, т. е. имитировать.
Имидж — это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании.Имидж — это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки.
Выделяют разные типы имиджа.
Воспринимаемый имидж — это тот образ, который отражает то, как видят нас другие.
Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды).
Личностный имидж — это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами.
Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками.
Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения.
Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение.
Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих:
1. Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит.
2. Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д.
3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби.
4. Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.
5. Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой.
6. Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации. Деятельность учителя публична, поэтому одним из профессиональных умений должно быть умение самопрезентовать себя. Самопрезентация — это способность показать свои определенные качества той или иной аудитории, в определенной ситуации, с определенной целью. Большое значение самопрезентация имеет при создании первого впечатления. Создание имиджа педагога — сложный и длительный процесс. Приступая к формированию собственного имиджа, педагогу можно начать с рефлексии, проанализировать сущность педагогической деятельности и собственное восприятие образа учителя. Важно не только выявить качества, необходимые современному учителю, но и определить для себя то качество, которое будет «изюминкой» индивидуального профессионального поведения. Далее необходимо сформировать свой визуальный образ. Он включает в себя не только внешний вид, но и средства невербального общения (жестикуляцию, мимику и т. д.). Внешний вид педагога является одним из факторов успешности педагогической деятельности. Внешний вид помогает человеку решить задачу привлечения к себе внимания, создать положительный настрой на себя, показать себя симпатичным человеком. Основные требования к внешнему виду: тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе школьников, родителей, своих коллег, поэтому к выбору одежды он должен подходить очень внимательно и придерживаться одного из важнейших правил этикета: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим. Имидж педагога соотносится с преподаваемым им предметом. Должно быть соответствие образа учебного предмета и индивидуально — личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Учитель- словесник должен тщательно следить за своей речью, не допускать стилистических и речевых ошибок, вырабатывать каллиграфический почерк, показывать пример начитанности, правильной работы с книгой, быть знакомым с литературой разных жанров и времен. Учитель физической культуры должен стать примером здорового образа жизни.
Авторитет (от лат. auctoritas) — достоинство, сила, власть, влияние. Авторитет — это добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Выражается в способности направлять без принуждения поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Он основан на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. А. С. Макаренко отмечал, что смыл авторитета педагога состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность. Педагог, не имеющий авторитета, не может быть педагогом.
Авторитет учителя — это его профессиональная и личностная позиция, определяющая влияние на учащихся, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные качества. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. Авторитет педагога оказывает сильное психолого-педагогическое и эмоциональное воздействие на обучаемых.