Становление мастерства современного педагога.
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя, к которому предъявляются разные требования в зависимости от времени. Что же такое педагогическое мастерство? Рассмотрим определения слов «мастер», «мастерство», чтобы понять сущность значения словосочетания «педагогическое мастерство».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля значение слова «мастер» определяется как «особенно сведущий или искусный в своем деле» [1]. Иными словами мы можем сказать, что мастер — это профессионал своего дела, обладающий всеми необходимыми качествами для осуществления своей деятельности.
В толковом словаре С. И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
1) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);
2) руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером);
3) человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать);
4) специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер — золотые руки) [2].
Следовательно, мастерство — это высокое искусство в какой-нибудь области. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Здесь сущность отражена в словах «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения». Иными словами это определенный уровень педагогической деятельности. Далее называются те условия, те предпосылки, которые способствуют достижению этого уровня: призвание педагога и ярко выраженное положительное отношение к объекту, на который направлена его деятельность [3].
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, по утверждению В. А. Сластенина, «необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса» [4]. Если дать анализ этому определению, то можно прийти к следующему выводу: под овладением закономерностями и механизмами педагогического процесса подразумевается овладение возможностью мыслить и действовать, самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать его — определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Так, например, А. Щербаков в автореферате докторской диссертации на тему «Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования» дает следующее определение мастерства: «это синтез научных знаний, умений, навыков методического искусства и личных качеств учителя» [5]. Как видно из приведенного определения¸ мы можем сказать, что оно слишком общее.
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович в книге «Психология высшей школы» дают следующее определение педагогического мастерства: «Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, умений и навыков, психологических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач» [6].
В этом определении нет составных частей мастерства, а также непонятна природа мастерства, как оно рождается. Н. В. Кузьмина и Н. В. Кухарев в книге «Психологическая структура деятельности учителя» пишут: «педагогическое мастерство — высший уровень деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов» [7].
Здесь уже прослеживаются критерии педагогического мастерства, что отличает это определение от предыдущего. Напомним определение, данное в учебном пособии по педагогическому мастерству: «Педагогическое мастерство есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности» [8]. Главные компоненты этой системы — «педагогическая направленность личности учителя», «профессиональные знания», «способности к педагогической деятельности», «педагогическая техника». В этом определении авторы подчеркивают, что каждому педагогу, воспитателю, преподавателю необходимо обладать свойствами и качествами, характеризующими профессиональный уровень деятельности.
История развития педагогической мысли показывает, что разные педагоги в разное время пытались доказать необходимость овладения педагогическим мастерством. Так, например, педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [9]. Перекликаясь с «учителем русских учителей» — К. Д. Ушинским, утверждавшим, что «учитель живет до тех пор, пока учится» [10], один из выдающихся ученых современности, академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестаешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются» [11].
С. Д. Якушева считает, что: «Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность» [12]. Как известно, чтобы быть профессионалом, нужно постоянно развиваться, следовательно, педагог должен заниматься непрерывным самообразованием.
А. С. Макаренко считал, что мастерство «это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог. В основе педагогического мастерства лежит идейная направленность, благородный моральный облик учителя, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой» [13].
Таким образом, понятие «педагогическое мастерство» многогранно. Каждый исследователь рассматривает конкретный аспект деятельности педагога — воспитателя, который, по его мнению, наилучшим образом раскрывает сущностные характеристики педагогического мастерства.
На наш взгляд педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу-воспитателю, это высокий уровень профессиональной деятельности педагога, требующий постоянного совершенствования, саморазвития, основывающийся на взаимосвязи и взаимозависимости теоретических и практических знаний, умений и навыков, владении педагогической технологией, выражающей личность педагога в целом, его творческий опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мы считаем, что важнейшим условием в становлении педагогического мастерства будущего воспитателя играет эффективное общение, которое предполагает создание благоприятного психологического климата, доброжелательной атмосферы, формирование позитивных межличностных отношений.
Одним из показателей профессионального мастерства преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию. Современный преподаватель 21 века — это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Проблемой самообразования учителя в условиях информационного общества является умение работать с информацией. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации.
Неотъемлемой частью педагогического мастерства является педагогическое общение. Профессионально — педагогическое общение, как утверждает А. А. Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности; осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности; оно выходит за пределы контакта «учитель-ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса [14].
Педагогическое общение — система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.
Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного (когнитивно-сложного) отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие воспитателем ребенка помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Речь идет о социально-перцептивной функции общения.
Дж. Брунер, являющийся основателем так называемого нового взгляда (new look) в психологии, впервые ввел категорию «социальная перцепция», под которой понимал социальную детерминацию перцептивных процессов. Позже под этим термином стали понимать процесс восприятия социальных объектов. Здесь речь идет, прежде всего, об умении людей слушать друг друга. «Из всех умений», определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей мере», — писал И. Я. Атватер [15].
Однако опыт показывает, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками эффективного слушания. Слушание рассматривается как пассивный процесс приема передаваемой информации, в то время как это процесс, прежде всего, активный. Отсюда поистине катастрофические цифры потери информации при речевой коммуникации. Слушание требует определенных навыков, которым можно и нужно учиться, тем более, что этот процесс занимает существенную часть жизни воспитателя.
Известно, что существует два взаимосвязанных вида (уровня) социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека), эмпатийный (особая чувствительность к ребенку — сочувствие ему, сопереживание с ним и т. п.).
Эмпатичное слушание обеспечивает лучшее понимание ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у воспитателя склонность к оценке, избежать категоричных противопоставлений типа «Я — он». Часто эмпатичное слушание дает возможность воспитателю понять поведение ребенка более глубоко и точно.
Итак, функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что воспитатель чуток и внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное — за внешними проявлениями поведения и состояния ребенка, воспитатель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки, моделирует личностные особенности ребенка.
Образовательные программы начальной школы.
В конце XX века в образовании официально произошла смена приоритетов.
До этого школа должна была давать знания, так как учитель был единственным носителем знаний.
Со временем учитель перестал быть единственным носителем знаний, источником знаний. (К примеру: в 50–60 годах XX века появился Интернет.)
Можно выделить три причины, по которым школа знаневая должна была стать развивающей:
1. Информационная революция.
2. Более частое обновление и увеличение роста знаний.
3. Педагогическая причина: изменились дети, так как изменился мир. У детей появляется выбор.
Итак, главной целью образования стало развитие личности ученика.
А что же такое развитие?
• Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
• Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
• Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.)
Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.
Всвязи с вышесказанным появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка.
В нашей гимназии учителями начальных классов ведётся обучение по трём образовательным программам:
• “Школа России” – традиционная программа.
• “Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.
• Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
По системе развивающего обучения занимаются 18 учащихся, по традиционной программе “Школа России” – 47 учащихся, по образовательнай системе с развивающим содержанием “Школа 2100” – 55 учащихся.
Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др.
Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.
“Школа 2100”
По образовательной системе с развивающим содержанием “Школа 2100” в нашей гимназии работают три учителя: Буткевич О.В., Свиридова Н.Н., Малыхина Е.С.
Что такое “Школа 2100” сегодня?
1. Это личностно – ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы (дошкольная подготовка, начальная школа, основная старшая школа).
2. Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
3. Все учебники, пособия опираются на единую систему психолого – педагогических принципов.
4. В системе реализован принцип преемственности и непрерывности от детского сада до старшей школы.
5. Все учебники прошли всестороннюю апробацию в течение десяти лет.
6. В этой системе были впервые предложены предметы „Информатика“, „Риторика“.
7. Учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (содержание предлагается по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта).
“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного.
Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.
Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.
Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.
Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.
“Школа России”
По традиционной программе “Школа России” в нашей гимназии работают три учителя: Нечаева В.Е., Шипилова Г.В., Максименкова В.Н.
В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование.
Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.
Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
По программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работает Дорошенко П.М..
Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.
Так что же выбрать?
Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.
Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
По мнению наших учителей лучший результат дают программы “Школа – 2100” и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при условии достаточно высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе.
В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.