Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала

Показывает качество владения обучаемым учебным материалом.

Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.

Различают пять уровней усвоения учебного материала:

1. Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.

2. Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.

3. Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).

4. Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.

5. Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.

Уровень представления обозначается a и может меняться от 0 до 4.

Для измерения степени владения учебным материалом на каждом уровне используют коэффициент:

, Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru

где:

P1 - количество правильно выполненных существенных операций в процессе решения задания

P2 - общее количество существенных операций в задании

Под существенными понимают те операции, которые выполняются на проверяемом уровне a. Операции, принадлежащие к более низким уровням, в число существенных не входят.

Исходя из этого: . Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru

Таким образом, уровень усвоения учебного материала может быть использован для оценивания качества знаний бучаемого и выставления оценки. Предлагаются следующие критерии:



Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru Неудовлетворительно
Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru Удовлетворительно
Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru Хорошо
Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала - student2.ru Отлично

-Неудовлетворительно

-Удовлетворительно

-Хорошо

-Отлично

При следует продолжать процесс обучения на том же уровне.

Вопрос 25. Содержание воспитания в начальной школе.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.

Базовая культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли-нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:

· содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

· развитие основных двигательных качеств;

· формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;

· воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;

· приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Наши рекомендации