Деятельность, ее характеристики. Структура деятельности и уровни ее усвоения.
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Обязательными характеристиками деятельности являются:
- социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития):
- Целенаправленность (сознательно выбранные цели) ;
- плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
- предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
- субъектность (обусловленность личностными характеристиками).
структура деятельности человека:
Потребность. Мотив. Цель. Процесс. Метод (способ) осуществления. Результат.
уровни усвоения деятельности.
1. Репродуктивный – воспроизведение.
2. Репродуктивный – алгоритмический.
3. Продуктивный – практический.
4. Продуктивный – профессиональный (творческий).
24.Взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша - социальных потребностей в познании и общении.
Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
- отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
- выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
- появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
- зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления;
- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.
Период младенчества делится на два этапа развития. Первый - от рождения до 5-6 мес. - характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность - предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.
25.Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:
- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование - активность;
- в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.
-формируются целенаправленное восприятие, план представлений, наглядно-действенное мышление.
-Появляются первые формы предварительного обдумывания возможного маршрута передвижений. Для ребенка характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на анализе ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и путей достижения цели. На данном возрастном этапе у детей появляется способность к фантазированию. Ведущая роль в познании окружающего мира в раннем детстве принадлежит восприятию. По словам Л. С. Выготского, все психические процессы развиваются вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия.
26. причина: перестройка социальных взаимоотношений ребенка и окружающих людей, эмансипация ребенка.
т.н. психологическое отделение от матери. Ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
симптомы:
Первый пояс
1.Негативизм-отказ от действия, которое предлагает взрослый. Ребенок не хочет что-либо делать, если это предложение поступило от взрослого, даже если это действие у ребенка не вызывает неприятных ощущений.
2.Упрямство- ребенок настваивает на чем-то не потому что имеет сильное желание, а потому что предъявил к этому требование.
3.Строптивость и своеволие-направлена во вне и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
4.Своеволие и своенравие- тенденция ребенка к самостоятельности, он хочет все делать сам.
второстепенные: 5.протест-бунт-"война с окружающими"
6.Обесценивание-ребенок обесценивает игрушку, появление слов имеющих отрицательный смысл
7.деспотизм- всё должно исполняться так и только так как ребенок захочет
2 пояс кризиса: невротические реакции
1. Энурез
2.ночные страхи
3.неспокойный сон
4. гипобулические припадки- стучит ногами и руками, катается по полу и кричит( заостряются черты 1 пояса кризиса.