Тема 2.8. Основные направления деятельности социального педагога

Правовые основы педагогической работы по защите детства. Международно-правовые нормы защиты прав ребенка и семьи. Нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области воспитания детей.

Нарушение функционирования институтов социализации, воспитания и обучения детей. Педагогическая и социально-педагогическая виктимология.

Работа с детьми-сиротами. Права и обязанности родителей. Проблема лишения родительских прав. Нормативно-правовые вопросы усыновления, опеки и попечительства детей. Охрана здоровья детей, лишенных родительского попечения, их обучение, профессиональная ориентация и трудоустройство.

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами. Возможности реконструкции социокультурного окружения для детей-инвалидов. Работа с родителями и персоналом учреждений для детей-инвалидов.

Работа социального педагога по месту жительства детей, в микрорайоне. Социально-педагогический комплекс. Профилактика неблагополучия детей в семьях. Просветительская, культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная работа.

Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью девиантного поведения. Возможности социальной, психологической и педагогической коррекции дезадаптивного поведения.

Основы организационной деятельности в сфере досуга и любительских занятий. Методы социальной работы. Методы психокоррекции в кризисных ситуациях.

Правовые основы и процедура защиты прав работающих несовершеннолетних перед администрацией. Нормативные основы и процедура защиты прав детей, прав на прописку и жилье, гражданство.

Тема 2.9. Профессия социального педагога, его роль и функции

Социальный педагог как организатор и участник социального воспитания в условиях микросоциума. Его роль и функции в использовании и развитии воспитательного потенциала микросоциума. Требования к социальному педагогу, сферы его деятельности, способы работы с детьми, родителями, многообразие специализаций.

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности: развитие рефлексии, креативности, перцептивных умений, социальных установок, формулирование индивидуального педагогического кредо.

Тема 2.10 Профессиональное общение социального педагога

Понятие и место социально-педагогического общения в ряду других социально-психологических явлений. Структура общения и его разновидности. Социально-психологические механизмы общения. Общение как социально-педагогическая проблема. Культура, искусство и наука общения.

Раздел 3. Методика и технология социально-педагогической деятельности

Тема 3.1. Введение в курс «Методика

И технология работы социального педагога»

Предмет, задачи, основные понятия курса «Методика и технология работы социального педагога». Методика работы социального педагога как составная часть социальной педагогики. Предмет, задачи, основные понятия курса (педагогическая техника, педагогическая технология, социально-педагогическая методика, метод, прием, средство работы социального педагога). Тенденции развития отечественной и зарубежной практики социально-педагогической деятельности.

Тема 3.2. Основы социально-педагогической деятельности

Профессиональные стандарты деятельности социального педагога. Специфика и функции профессиональной деятельности социального педагога. Личностные и профессиональные качества социального педагога. Квалификационная характеристика социального педагога. Сферы деятельности социального педагога. Психологические техники работы с собственной личностью (самоанализ, саморегуляция, психогигиена, психопрофилактика), рациональные техники самотерапии (релаксация, физические и дыхательные техники).

Тема 3.3. Содержание и методы работы социального педагога

Классификация методов социально-педагогической работы. Использование общепедагогических, психологических, социологических методов в работе социального педагога. Критерии выбора методов социально-педагогической работы.

Использование результатов диагностики при планировании и организации работы социального педагога. Виды технологий и их назначение.

Тема 3.4. Методика работы социального педагога с личностью
и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению

Диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды: сущность и задачи, способы проведения. Социальный педагог в системе: личность – семья – общество. Взаимодействие социальных служб в работе с семьей и ребенком, оказавшимся в трудной ситуации.

Тема 3.5. Планирование, организация, учет и оценка результатов работы социального педагога

Зависимость содержания, планирования и организации работы социального педагога от взаимодействия с социальными учреждениями и институтами. Постановка задач и проектирование способов их решения. Исходные данные для разработки плана работы: концептуальная платформа, данные диагностики, программно-методические документы и материалы. Виды планов. Критерии эффективности работы социального педагога. Учет и оценка результатов работы социального педагога.

Наши рекомендации