Беседа как метод развития связной речи детей

Вопросы для обсуждения

1. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

2. Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду.

3. Место и значение беседы в планировании работы по развитию речи.

Учебно-исследовательские задания

1. Предложите тематику 3–4 бесед (вид выбрать и указать самостоятельно) с детьми дошкольного возраста (возраст на выбор). Обоснуйте выбор тем.

2. Составьте конспект итоговой эвристической беседы, следуя плану:

а) тема беседы;

б) программное содержание беседы;

в) определить методику и содержание предварительной работы к беседе;

г) продумать способы организации беседы;

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.

2. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. М., 1982.

3. Малетина Н.С. Обучение дошкольников описательной речи. Нижневартовск, 2000. С.86-132, 171-175.

4. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 403–409.

5. Бизикова О.А., Малетина Н.С. Теория и технологии развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах. – Нижневартовск: Изд–во НГГУ, 2011.

Занятие 11

Методика подготовки и проведения обобщающих бесед

Вопросы для обсуждения

1. Значение обобщающих бесед. Познавательная, развивающая и воспитательная направленность бесед.

2. Использование методических приемов для построения различных частей беседы.

3. Подготовка детей к обобщающей беседе.

Учебно-исследовательские задания

1. Составить перечни возможных методических приемов для каждой структурной части беседы.

2. Сформулировать на основе программы «Детство» примерные темы обобщающих бесед (разделы: «Ребенок входит в социальный мир», «Труд взрослых»).

3. Составить конспект обобщающей беседы на любую из сформулированных тем.

Литература

1. Детство: Программа воспитания и развития детей. М., 1997.

2. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей. // Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 403-409.

3. Радина Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1993. С. 393-409.

4. Флерина Е.А. Беседы в детском саду. Роль иллюстраций в беседе.// Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1993. С. 382-383.

Занятие 12

Игровые приемы развития диалога дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Использование художественной литературы для упражнения детей в диалоге.

2. Приемы театрализации в процессе формирования у детей диалогической речи.

3. Анализ игр с диалогическим содержанием. Их роль в развитии диалогической речи.

Учебно-исследовательские задания

1. Оформить карточки игр игровых упражнений, содействующих усвоению разнообразных диалогических реплик и правил ведения диалога.

2. Подобрать литературные произведения для игр-инсценировок, содержащие различные по функциональному назначению реплики.

Литература

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. М., 1991.

2. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.

3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

5. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.

Занятие 13

Содержание обучения детей монологической речи

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к определению содержания обучения детей монологу.

2. Типологические особенности монологов и содержание работы по их обучению.

Учебно-исследовательские задание

1. Подготовить сообщения по материалам статей:

- Е.И. Тихеева о содержании обучения детей монологической речи;

- Содержание обучения монологу в современных исследованиях (на примере исследований Т.И. Гризик).

2. Проанализировать и сравнить содержание обучения монологу в различных программах.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.

2. Гризик Т.И. Характеристика монологической речи // радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет. М., 1997. С. 183-184.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995.

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.

6. Радуга: Экспериментальная программа для детского сада. М., 1989.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1999. С. 12-14.

Занятие 14

Наши рекомендации