К семинарским и лабораторным занятиям

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

К семинарским и лабораторным занятиям

По « ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ»

Самостоятельная работа в организации современной методики обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя.

Самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной им учебной деятельности на занятии, что мотивирует его на самостоятельное расширение, углубление и продолжение процесса обучения в свободное время.

Самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности студента. Эта высшая форма учебной деятельности и, она по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью студента.

«Самостоятельная работа» – это организуемая самим человеком, в силу его внутренних познавательных мотивов, осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемое им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного ситематического управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера.

Это форма учебной деятельности, обусловленная индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучаемого как её субъекта. К таким психологическим детерминантам, прежде всего, относится саморегуляция. Это понятие было психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке, как о самой совершенной самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующей системе. А.К. Осницким были определены те моменты предметной саморегуляции, которые соотносятся с организацией самостоятельной работы.

У обучаемого должна быть, прежде всего, сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать. В неё водит представление о возможностях целеобразования и целеудержания.

Студенту нужно: - уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формулировать их самому, удерживать эти цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие;- уметь моделировать собственную деятельность, т.е, уметь выделять условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации найти объект, соответствующий этому предмету;- умение программировать самостоятельную деятельность;- умение выбора применительно к условиям соответствующей цели деятельности определять способы преобразования заданных условий, отбора соответствующих средств осуществления этого преобразования, определять последовательность отдельных действий.

Самореализация включает также представление о человеке, о правилах его взаимоотношений с другими людьми и с предметами труда.

Интересны в плане организации самостоятельной работы студентов, предложенные А.К. Марковой приёмы учебной работы, причём, их целенаправленное формирование идёт в аудиторной деятельности, что обеспечивает их дальнейшее использование в организации самостоятельной работы.

1. Приёмы смысловой переработки текстов. Идёт укрупнение учебного материала, выделение в нём исходных идей, принципов, законов, осознание обобщённых способов решения задач, самостоятельное построение системы задач определённого типа;

2. Приёмы культуры чтения(«динамического чтения»,т.е крупными синтаграммами) и культура слушания, приёмы краткой и наиболее рациональной записи( выписки, рецензии, общие приёмы работы с книгой;

3. Общие приёмы запоминания (структуирование учебного материала, использование особых приёмов мнемотехники с опорой на обратную и слуховую память);

4. Приёмы сосредоточения внимания, опирающихся на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.

5. Общие приёмы поиска дополнительной информации( работа с библиографическими справочниками, каталогами(словарями).(Тимошина Л.В, 1999г)

Выделяются уровни самостоятельной работы студентов.

Первый - Воспроизводящий- работа по образцу;

Второй- Репродуктивно-вариативный –на основе полученных знаний, поиск способов самостоятельного решения;

Третий- эвристический –работа по поиску ответов на за пределами известного образца; Чтвертый - творческий (креативный)-самостоятельная работа и самостоятельный поиск знаний, совместная работа с преподавателем.(Казакова А.Г.1999г)

РАЗДЕЛ: 1.

ИСТРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Цель:-- формирования практические умения через разные формы учебно-познавательской деятельности на занятии( составление эссе, работа с кластером, рефератом, составление ребусов, плана содержания темы);- развивать интерес к учебной дисциплине.

ТЕМА: 1.1. История развития педагогики и образования

В зарубежной педагогике.

Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.

Подходы, раскрывающие историю развития педагогики как науки. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.

Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.

Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя. Образование как часть исторического социально-культурного процесса. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.

Содержание работы

Задание № 1. Составление эссе на темы:

1 - Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.

2 - Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у

представителей философской и педагогической мысли.

3- Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели.

4 - Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования

профессиональной культуры будущего учителя.

5 - Образование как часть исторического социально-культурного процессе

6 - Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития.

Оценивается работа -6 баллов.

Задание № 2. Написание реферата на темы:

1. Философские идеи в образовании и его роли в обществе: Платон, Демокрит, Аристотель,

Квинтилиан, и др;

2. Представители Восточной философской мысли: Конфуций, Лао-цзы, Чжуа-цзы – Древний

Китай. Древняя Индия. ( Выполнить рефераты).

3. Развитие образования в первых государствах в городах Древнего Египета- Спарта, Афины.

4. Системы воспитания и образования, виды школ и содержание образования.

5. Инновационные направления в обучении.

6. Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция

школы и педагогики за рубежом.

7. Школа и педагогика США, Англии, Франции, Японии, Германии.

Оценивается работа – 14 баллов.

Каждый студент должен выполнить все темы рефератов.

Схема реферата.

1. Титульный лист: данные университета, тема реферата, кто выполнил (ф.и.о, факультет,

группа, специальность );

2.Второй лист: содержание с указанием страниц.

3.Третий лист: описание содержания вопросов; делать сноски на источники и страницы ( [

с. № источника ]).

4.Последний лист: список литературы по алфавиту авторов или названия источников.

Оценивается работа – 5 баллов.

Задание № 3.Составление таблицы.

Таблица включает разделы: 1. историческая эпоха, 2. цели принципы образования, 3. содержания воспитания и образования,4. образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. формы организации воспитательно - образовательного процесса, 6. представители философии и педагогической мысли исторического периода)

Оценивается работа –до 14 баллов.

Задание № 4. Самостоятельная работа

Подготовить заочную экскурсию в одну из школ выбранной страны.

Оценивается работа – 7 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с. 13 -54. 55 -66. 63 -66.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 14 -30. 30 -35-59.с.74 – 89.98 -119-130.

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 9 -26.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Тема: 1. 2.Развитие образования и воспитания в педагогической

Содержание работы

1. «Великая дидактика» Охарактеризуйте ступени системы обучения.

2. Принципы обучения и возрастняпереодизацияЯ.А.Коменского,

Ж.Ж.Руссо, Д.Локка, И.Г. Песталоцци. Определите их сходство и отличие.

3. «Материнская школа», на какой возрастной ступени они имеют значение для

развития человека?

4. «Пансофия», « воспитывающее обучение», в чем сходство и различие этих понятий?

5. «Мысли о воспитании». В чем его педагогическая ценность?

6. Цель воспитания – создание новой породы людей и в чем его смысл?

7. «Теорию естественного свободного воспитания». Охарактеризовать эту теорию.

8. Определите значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо.

10. Охарактеризуйте воспитание детей в Нейгофском приюте?

11. Цель воспитания, содержание обучения. Принципы обучения И.Г.Песталоцци.

В чем смысл и ценность «Лебединой песни»?

13. Педагогические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Д.Локка, И.Г. Песталоцци для

современной науки и практики воспитания.

Задание № 1.

а). Составить рефераты по предложенным темам:

- Педагогическое учение Я.А.Коменского;

- Ж.Ж.Руссо его теория свободного воспитания;

- Д. Локк -его теория, цели и задачи воспитания;

- И.Г. Песталоцци – его педагогическая деятельность и педагогическая система.

б). Определите основную философскую, педагогическую мысль в исследованиях педагогов.

Оценивается – 5 баллов, их защита- 5 баллов.

Задание № 2.Классно- урочная система Я. А. Коменского. Определить ее ценность и значение для современного педагогического процесса.

Оценивается -5 баллов.

Задание № 3.

1. Сформулируйте «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского.( письменно)

2. Составить аннотацию на фрагмент произведения Ж.Ж .Руссо « Эмиль, или о воспитании».

Задание № 4. Выполнить тезисы.

а.«Великая дидактика» Охарактеризуйте ступени системы обучения.

Б. Составить аннотацию на фрагмент произведения Дж. Локка «Мысли о воспитании»

в.Значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо

г.«Теорию естественного свободного воспитания». Охарактеризовать эту теорию.

д. Значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо.

е. Охарактеризуйте воспитание детей в Нейгофском приюте

Обсуждение аннотаций – 12 мин. Оцениваются тезисы по -5 баллов.

Задание № 5. Подготовить презентацию.

Тема: Педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци для современной науки и практики воспитания.

Оценивается до 12 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с. 13 -54. 55 -66. 63 -66.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 14 -30. 30 -35-59.с.74 – 89.98 -119-130.

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 9 -26.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

А.- ж-лы «Педагогика».

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

1.Дать ретроспективный анализ развития вопросов семейной педагогики в отечественной педагогической традиции.

2. Изучить современные проблеме семейного воспитания;

Задание № 1. Подготовка заседания круглого стола.

на темы: «Воспитание в семье Никитиных , их актуальность», « Проблемы современной семьи», « Воспитание детей в разных типах семьи» .

Продумать содержание работы творческих групп: педагоги, семья, юристы искусствоведы, литераторы

Оценивается материалы, которые подготовил каждый студент до 10 баллов.

*Задание № 2. Самостоятельная индивидуальная работа.

Написать тезисы статьи на 5 п. листов, интервал 1,5 , шрифт 14 размера на темы:

1. Проблемы современной семьи,

2. Воспитание детей в разных типах семьи .

3.Сравнительный анализ проблем воспитания в разные исторические эпохи

4.Жанры искусства, раскрывающие семью как фактор воспитания.

Оцениваются тезисы до 8 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980

7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

А.С.МАКАРЕНКО

Цели:- активизировать учебные умения и навыки, творческие способности студентов в процессе работы при подготовки материалов по заданиям ( круглый стол, тезисы статьи);- развивать аналитические умения и умения синтезировать имеющиеся знания, определять их актуальность для современной педагогики и практики .

Содержание работы

Положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко. Цели, содержание и методы воспитания.

Проблема коллектива и личности в теории и практике А.СМакаренко и ее современные трактовки.

Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогического наследия А.С.Макаренко.

Идеи А.С.Макаренко о современной школе. Новые подходы к оценкепедагогического наследия.

Задание № 1. Составление эссе на темы:

1.Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.

2.А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.

3.Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее современные трактовки.

4.Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии

А.С.Макаренко.

5.Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке педагогического наследия.

Оценивается работа до 8 баллов.

Задания № 2. Составление аннотаций.

А. Составить аннотацию на книгиА.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и«Флаги на башнях».

Оценивается работа до 5 баллов.

Задания № 3. Составление тезисы.

Б. Составить тезисы по отрывкам из текста «Педагогической поэмы» с подбором примеров, иллюстрирующих деятельность органов самоуправления в коллективе.

Оцениваются тезисы до 10 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980

7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

Проблема гражданского и гуманистического воспитания в наследии В.А.Сухомлинского.

В.А. Сухомлинский о развитии творческих способностей детей.

Природа как источник и средство разностороннего развития школьников,

Единство эстетического и нравственного воспитания в трудахВ.А.Сухомлинского.

Разработка идей В.А.Сухомлинского в новаторской педагогике .

Задание№ 1.Составить рецензию

1. Рецензия на прочитанную книгу, главу из книгиВ.А.Сухомлинского.

Оценивается работа –от 5 до 8 баллов.

Задание № 2. Составить реферат на темы:

- Прочитанная мною книга В.А. Сухомлинского.

- Почему Сухомлинский В.А. назвал книгу «Сердце от даю детям» ?

- Эстетическое и нравственное воспитание в трудах В.А. Сухомлинского.

- Гражданское и гуманистическое воспитание в наследии В.А. Сухомлинского.

- Развитие творческих способностей в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.

Оценивается работа : за рефераты- 5 баллов.

Задание № 3 Подготовка материалов для работы в творческих группах.

А. Составить тезисы на педагогические взгляды и практику воспитания и процесс обучения В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко ?

Б. Выделите гуманистические идеи в педагогическом наследии В,А. Сухомлиского.

Работа оценивается.- 10 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.

6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.

7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980

8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.

8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

Требования, предъявляемые к педагогической профессии, личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические эпохи.

Современные требования к деятельности и профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным историческим и культурным ценностям.

Задание № 1.Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.

А. Подобрать учебно-методические пособия и определить содержание тезисов и рефератов по одному из вопросов:

1- Требования к учителю в период становления педагогики как науки от Я.А.Коменский и других педагогов в мировой педагогической науки и до настоящего время -педагоги-новаторы ( в России);

2- Требования к учителю в рамках теории свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н Вентцель,М. Монтессори, Р. Штайнер и др);

3- Вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,К.Д.Ушинского;

4- Проблема педагогического мастерства и педагогического призванияА.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Задание № 2. Индивидуальная работа.

А. Составить кластер - Педагоги,рассматривающиетребования к учителю

Оценивается работа – до 8 баллов.

Б. Подобрать портреты, высказывания о труде педагога, рассматривающих требования к учителю( в форме фото-материалов, презентации, альбома )

Оценивается работа от 10 до 20 баллов.

В. Подготовить тезисы статьи на тему, обозначенную в задании № 1. Объем 4 печатных листа, с указанием литературы и сносок в тексте на источники. Интервал между строк 1.5, шрифт- 14 размера.

Оценивается работа до 15 баллов.

Литература.

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.

6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.

7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980

8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.

8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Дидактические принципы и общие требования к обучениюЯ.А.Коменского.

Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.

Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,А.Дистервега, Ф.Гербарта.

Задание № 1. Индивидуальная работа .

А. Работа по составлению таблицы.

Сравнительный анализ содержания образования в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо.

Б. Подготовка презентаций по заданию.

Оценивается работа –А.- 8 баллов, Б. - !2 баллов.

Задание № 2.

Составить характеристику дидактических принципов и определить общие требования к обучению Я.А. Коменского.

- Определить их актуальность для развития педагогической науки и практики в письменном виде.

- подготовить устное выступление и письменную форма к семинару.

Оценивается работа - 6 баллов.

Задание № 3. Подготовка к защите творческого проекта.

А. Обосновать тему: Я.А. Коменский и его классно-урочная система обучения.

Б. Работа с учебно-методической литературой для подготовки тезисов и составления «кластера» на тему:Формы обучения в педагогической практике обучения.

Оценивается работа – 5 баллов.

Задание № 4. Творческая работа.

А. Составить тезисы на предложенный вопрос

« Вопросы содержания воспитания в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо»

Оценивается работа – а. 5 баллов,

Задание № 5. Работа над тезисами.

А. Подобрать описание идей воспитывающего и развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ф. Гербарта.

Б. Ответить на вопросы:

- В чём своеобразие двух видов обучения?

- Какие основы характеризуют и показывают отличие двух идей в обучении?

Оценивается работа - 6 .

Задание № 6. Творческое задание.

А. Подготовить фотопортреты изучаемых педагогов . Сделать фото презентацию.

Оценивается – 5 баллов.

Литература.

1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.

Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.

2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.

М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.

Пискунова.М., 1999.

6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

Разработка К. Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности в воспитании.

Связь педагогической теории с практикой. Анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.

Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой об образовательном и воспитательномзначении родного языка.

Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.

*Задание № 1. Работа над проектом.

Проект на тему: -К.Д.Ушинский о воспитательном и образовательном значении родного языка (статья «Родное слово»).

Проект на тему: -Характеристика образовательного процесса в «Дидактических очерках» П.Ф.Каптерева.

Оценивается работа- 10 баллов.

Задания № 2.

Написать рецензию на статью К.Д.Ушинского «Родное слово».

Оценивается работа- 6 баллов.

Задание № 3.

Составить тезисы статьи К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Оценивается работа- 10 баллов.

Задание № 4.

Определите структурные особенности учебных книг К.Д.Ушинского («Родное слово», «Детский мир»), Л.Н.Толстого («Азбука»).

Оценивается работа- 10 баллов.

Задание № 5.

Подготовить реферат на тему: Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.

Литература.

1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.

Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.

2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.

М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.

Пискунова.М., 1999.

6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Тема: № 8. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание работы

Оценка гуманистических идей в русле нового педагогического мышления.

Труды основоположников отечественной и зарубежной гуманистической педагогики.

Задание № 1.

1.Подобрать цитаты, подтверждающие гуманистические устремленияпредставителей Эпохи Античной, Возрождения, Нового времени, с 30-х до 90-го г. 20 - века.

Задание № 2.

Составить рефераты.Все студенты выполняют все темы.

Темы:Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в истории мировой педагогики:

- Идеи гуманизма у Я.А.Коменского,

- Гуманизм в педагогических взглядах Ж.-Ж. Руссо,

- Гуманистическая педагогика А.Дистервега,

- Гуманистические идеи, взгляды, педагогическая деятельность Л.Н.Толстой,

- Гуманизм в педагогической деятельности К.Н.Вентцеля,

- Я. Корчак- педагог гуманист,

- Педагогика человековеденияВ.А.Сухомлинского .

- или др.).

Оценивается работа – 15 баллов.( При соблюдении всех требований к реферату).

Задание № 3.

*А. Подготовить коллоквиум на основе изучения первоисточников охарактеризовать развитиегуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.

Тема: Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих

философов и ранних социалистов – утопистов.

*Б.Продготовить материал к разработке учебного проекта на тему:«Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в истории мировой педагогики.

В рамках этого направления студенты определяют тему проекта на основе анализа социально-педагогической концепции одного из выдающихся педагогов прошлого.

Литература.

1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.

Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.

2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.

М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.

Пискунова.М., 1999.

6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

«Реформаторскаяпедагогика»:Р.Оуэн,Сен-Симон,Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман.

«Альтернативная педагогика» и ее представители: Адольф Ферьер (1879 -1960г); - ОвидДекорли (1871 -1932г); Элелен Кей (1849-1926);- Мария Монтессори ( 1870 – 1952г),; -Элен Паркхерст ( 1887 – 1918г), ее принципы организации школьной работы; -Роберт Штайнера ( 1881 – 1925г), его школу и систему воспитания; - СелестенФрене ( 1896 -1966г), элементы организации его школьной работы. Их вклад в развитие педагогической науки, их актуальность педагогических систем.

Задание№ 1. Составление рефератов.

на темы:

1-«Реформаторская педагогика»: Р.Оуэн, Сен-Симон, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман.

2-«Альтернативная педагогика» и ее представители:

А. Адольф Ферьер (1879 -1960г); - ОвидДекорли (1871 -1932г); Элелен Кей (1849-1926);- Мария Монтессори ( 1870 – 1952г),;

Б. -Элен Паркхерст ( 1887 – 1918г), ее принципы организации школьной работы; -Роберт Штайнера ( 1881 – 1925г), его школу и систему воспитания;

В. - СелестенФрене( 1896 -1966г), элементы организации его школьной работы. Их вклад в развитие педагогической науки, их актуальность педагогических систем.

Оценивается работа до 20 баллов.

*Задание № 2. Составление аннотаций.

Составить аннотации на предложенные рефераты ( письменный вариант)

Оценивается работа до 20 баллов.

Задание № 3. Составление «Кластеров».

Составить кластеры на всех педагогов.

Оценивается работа до -15 баллов.

*Задание № 4. Составление вопросов для коллоквиума.

А. Реформаторская педагогика (Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман, Э.Торндайк) или Деловой игры « Умники и умницы» для учебной аудитории.

Оценивается работа – до 12 баллов.

Литература.

1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.

Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.

2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.

2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..

3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.

М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.

4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.

5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.

Пискунова.М., 1999.

6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.

Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.

Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.

Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.

Содержание работы

1.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до

Х1Хвека.

2. Школа и педагогика в России в Х1Х – нач. ХХ в.в. (до 1917г.).

3. Отечественная школа и педагогика советского периода (1917– 1980 гг.)

Задание № 1. Работа по составлению рефератов.

Темы рефератов даны в содержании работы.

Задание № 2. Работа дан составлением проекта..

Разработать содержание проекта на его проведение в учебной аудитории на 25 минут.

Оценивается работа – до 10 баллов.

Темы для коллоквиума.

• Предмет, методология, функции истории педагогики и образования.

• Образование как часть исторического социально-культурного процесса.

• Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

• Зарождение и развитие педагогической мысли в Древней Греции.

• Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих

философов и ранних социалистов – утопистов.

• Я.А.Коменский – основоположник педагогики нового времени.

• Педагогические взгляды Дж. Локка

• Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо

• Основные

Наши рекомендации