Должностные обязанности классного руководителя.
Конкретные обязанности студента-практиканта на период педагогической практики согласовываются с классным руководителем и преподавателем педагогики и осуществляют в соответствии с Должностными обязанностями классного руководителя:
1. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, контролирует дежурство по классу, школе, столовой,
2. осуществляет контроль санитарного состояния прикрепленного кабинета
3. осуществляет контроль посещаемости учащихся.
4. оказывает педагогическую поддержку детям, испытывающим трудности в учебе, совместно с классным руководителем и социальным педагогом контролирует посещение «трудных» детей.
5. направляет усилия на создание обстановки, благоприятствующей учебе.
6. посещает уроки учителей - предметников, работающих в классе с целью координации деятельности учителей, работающих в классе.
7. работает и контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников;
8. организует деятельность по развитию наиболее одаренных детей, создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т.д.).
9. создает благоприятный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их
10. организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса
11. принимает меры по охране здоровья, с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную и спортивную работу.
12. содействует деятельности различных детских общественных организаций в школе.
13. ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.д.), проводит при необходимости тематические классные часы.
14. изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей
15. ведет профориентационную работу, помогает учащимся в выборе профессии.
16. обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе, сотрудничает с социальным педагогом.
17. осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в ИДИ.
18. в процессе педагогической практики не применяет методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, соблюдает законы педагогической этики, проявляет педагогический такт в общении с детьми.
19. участвует в работе заседаний педсоветов, методобъединений классных руководителей.
Задания по психологии.
Основные виды деятельности студента:
- оформление дневника психологических наблюдений;
- применение интроспективного метода;
- применение на практике эмпирических методов исследования психологической аутодиагностики;
· документальное оформление результатов психологического исследования.
Отчетная документация
1 Контрольно – зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями (сдается преподаватели педагогики и психологии).
2 Дневник психологических наблюдений
3 Бланки опросных листов аутодиагностики
4 Выводы по каждой методики аутодиагностики (не менее 5) с оценкой уровня развития профессионально - важных качеств
Методика 1.Тестовая карта оценки психолого-педагогических
Способностей учителя (себя)
Цель: определение особенностей развития психолого-педагогических способностей учителя.
Инструкция:Определите объект исследования, понаблюдайте за деятельностью и дайте оценку психолого-педагогическим способностям по трехбалльной системе, исходя из типологических особенностей и возможностей объекта. Возможна ли корректировка?
Психолого-педагогические способности | Баллы 1 2 3 | Что говорят об обратном или отсутствии ситуации для анализа |
1. Склонность к работе с детьми (любовь, удовлетворенность от обучения, внимательность, доброжелательность, чуткость, справедливость, искренность, простота в общении) | Черствость, грубость, раздражительность, нежелание общаться, общение тяготит, вызывает чувство неудовлетворенности | |
2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (уровень знаний, эрудиция, свободное владение материалом) | Наличие фактических ошибок, уход от вопросов обучаемых, отсутствие взаимосвязи, логики в изложении, изучении вопросов, межсистемных связей. Невидение целесообразности изучения данного вопроса в профессиональной подготовке, ограниченность знаний. | |
3. Дидактические способности – способность передавать обучаемым материал, преподносить проблему ясно и понятно, возбуждать активную самостоятельную мысль. | Владение традиционной и современной методикой преподавания, отсутствие умения кодировать учебную информацию, активизировать учебную деятельность через разнообразные приемы деятельности, дифференцировать обучение, использовать разные уровни проверки ЗУН и т.д. | |
4. Перцептивные способности – способность проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических | Слабая ориентация в педагогических ситуациях, напряженная психологическая атмосфера, моменты назревающих конфликтов, неумение выйти из них, неадекватная реакция на действия, грубость. | |
5. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, содержательные и внешние ее особенности. | Однообразная, тягучая, монотонная речь, торопливость или замедленность, чрезмерная громкость, отсутствие четкой дикции, логики, мысли и последовательности, выразительности и интонационности логической, суетливые резкие жесты. | |
6.Организаторские способности –умение организовать коллектив, группы и индивидов на работу, способность оптимально организовать собственную деятельность. | Неподчинение учителю, шум, несвоевременное выполнение указания и требований коллектива, групп, отдельных учащихся, собственная растерянность, обилие замечаний и т.д. | |
7. Коммуникативные способности –способность к общению с детьми, умение найти правильный подход, установить целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта. | Резкие, грубые требования, чрезмерная придирчивость, преднамеренное нарушение дисциплины отдельными учащимися, несправедливость в оценке деятельности учащихся, неумение пользоваться невербальными средствами обучения и т.д. | |
8. способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности, обучаемыми | Не видит всех учащихся, не слышит ответы и не вносит коррективы, не может распределить внимание между собственной информацией и восприятием ее учащимися и т.д. | |
9. Креативные способности – способность к творчеству, внесение собственного, нестандартного в учебную деятельность и процесс. | Стандартные, традиционные методы обучения, отбор содержания, приемов и средств, неумение использовать новые идеи согласно собственным возможностям | |
10. Педагогическое воображение – способность, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном проектировании личности учащихся. | Неумение видеть последующие действия ученика, вопросы, реакции, поступки, соответственно контролировать собственное поведение, отсутствие представлений о качестве активности предстоящей деятельности обучаемых. |
Вывод: