Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда
С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта
Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи — после двухлетнего возраста; фразовая речь — после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта более длительный, чем у нормально развивающихся детей.
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или
ее отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.
Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи: § совсем не владеющие активной речью; § владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
§ владеющие формально хорошо развитой речью.
Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.
Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей.
Условия эффективности логопедического
Воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:
1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);
2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;
4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;
5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.
Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.
Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:
§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти); § работа над пониманием обращенной речи; § развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия; § развитие чувства ритма; § развитие дыхания и голоса;
§ совершенствование произносительной стороны речи;
§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).
Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
Этап Задачи коррекционно-логопедической работы
Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (м Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по с
I Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов
Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»
Расширять понимание обращенной речи
II Формировать двусловные предложения Осуществить постановку звуков
Совершенствовать фразовую речь
Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов
III Продолжать работу по словоизменению и словообразованию
Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте.
Овладение элементами грамоты
Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).
Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).
У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:
§ механический;
§ постановка от других звуков, правильно произносимых; § постановка звука от артикуляционного уклада; § смешанный (когда используются различные способы).
Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.
Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.
В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
Методы обучения
словесные | наглядные | практические | ||
Беседа, инструкция, рассказ, | Наблюдение, обследование | Организация детской | ||
предметов и явлений окружающего | деятельности (дидактических | |||
описание события и др. | ||||
мира и др. | игр и пр.) | |||