Первый класс развитие речи и окружающий мир

Первое полугодие

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащимися наиболее интересных для каждого из них бытовых предметов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпочтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предметами.

Знакомство учащихся с ближайшими к классу помещениями школы. Прогулка по школе (детскому дому-интернату) вместе с учащимися. Совместное взаимодействие с незнакомыми атрибутами, оборудованием помещений, предназначенных для игровых целей. Мини-экскурсии и наблюдения (при активном участии учителя) для установления контактов учащихся с окружающим пространством («первые шаги в сенсорной интеграции», по Дж. Айрис).

Организация пассивного участия учащихся в досугах старших школьников, а также побуждение к участию В Простых играх с детьми старшего возраста (вместе с учителем).

Я — ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальныхи вербальных средств общения).

Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица дидактической куклы (вместе с учителем).

Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка). При этом учитель показывает части тела на кукле и на мягкой игрушке, кратко поясняет, чем отличаются части тела куклы (аналога человека) и животных.

Мои игрушки. Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя ма­шины, стуку молоточка и т. п.).

Задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя. Побуждение учащихся к первым высказываниям об игровых умениях с использовани­ем невербальных и вербальных средств общения. Я играю. Играю с машиной. Пиктограммы «Игрушки» — одна-две пиктограммы.

Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друге другом (парное) при обучении в малых группах.

Второе полугодие

Я — ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с использованием невербальных и вербальных средств общения).

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игруш­ки», «Моя кукла — она похожа на меня».

Стимулирование в игровых упражнениях желания учащихся выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.

Мои игрушки. Игры с образными игрушками. Проигрывание различных ситуаций общения с образными игрушками (роль ведет учитель, роль ведет учащийся вместе с учителем).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: вместе с учителем, по подражанию комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учащимися обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол). Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлагается аналогичная игрушка с большим количеством деталей.

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в воротики», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.

Моя семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций,

отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся).

Явления природы. Совместное с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.

Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...). Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками..

Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Визуальные упражнения с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка- иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

Второе полугодие

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (улыбается, грустит, закрывает лицо, закрывает рот и т. п.).

Движения учащихся по коврику «Гофр» со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подражанию учителю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя).

Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровождением музыкальных инструментов.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода.

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)».

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги и т. д.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза». Занятия по пособию «Знакомимся с окружающим миром» (авт.Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина).

Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают».

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе...» (по тексту стихотворения).

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь

ГРАФИКА И ПИЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо». Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Демонстрация учителем образцов рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика учащихся на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Лепка без задания для знакомства учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учениками основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, расплющивать (действия выполняются совместно с учителем или по подражанию ему).

Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками: «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руках)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.

Ритмические упражнения. Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» , «Сижу — стою» и др.

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением (с поддержкой педагогом).

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Прищепки» в корзину», «Переливание из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки» и т.

«Рисуночное письмо». Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (вместе с учителем, с его помощью) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

Игры с красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми). Называние их учителем, а по возможности и учащимися.

Демонстрация ученикам образцов рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика учащихся на яркие пятна, мазки, штрихи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать кисть или карандаш).

Совместное с учащимися рисование пальцами, кистью, фломастерами и специально изготовленными средствами (тампоном из поролона, ваты) различных линий на бумаге, на индивидуальных досках, мелом на доске.

Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учащимися основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие куски, соединять их, отщипывать мелкие куски пальцами, раска­тывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать.

Жестовые игры. Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками (с музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя рука­ми, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.

Ритмические упражнения. Упражнения на общую моторику, сопровождаемые ритмичными звуками музыкальных инструментов, звукоподражанием типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» (бух), «Кошка» (опора на руки и колени

· спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени

· спинка прямая: гав-гав).

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель.

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания, например через веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития ребенка), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением и т. п.

Наши рекомендации