Схема 5. Анализ результатов педагогической практики.
- Оценить свою воспитательную работу во время практики (какая работа выполнена, что получилось, не получилось, причины).
- Какие цели ставил перед собой студент как классный руководитель с точки зрения овладения опытом профессиональной педагогической деятельности? Достигнуты ли они?
- С какими проблемами студент столкнулся во время практики?
- Какие затруднения в воспитательной работе испытывал? Причины.
- Достаточен ли уровень теоретической и практической подготовки студента?
- Помогла ли теоретическая подготовка в решении задач в воспитании школьников?
- Недостатки в организации практики.
- Предложения по совершенствованию практики и аудиторной работы студентов.
- Лист самооценки заполняется студентом по окончании практики и прилагается к отчету.
Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента
(необходимо поставить знак «+» в соответствующую колонку)
Профессионально-педагогические умения | Самооценка | ||||
Получено в ходе аудиторн. занятий в ВУЗе | Сформировано в ходе практики | Получено в результате с/образ. | Необходимо совершенствовать | Не владею | |
I | II | III | IV | V | VI |
умение осуществлять диагностику интересов, склонностей, способностей учащихся, положительных качеств и недостатков; | |||||
умение определять актуальные проблемы воспитательной работы с классным коллективом; | |||||
умение выявить неформального лидера в классе, группе; | |||||
умение дать характеристику ученику, классу; | |||||
Умение определить актуальные проблемы воспиатетельной работы с классом | |||||
уметь определять цели и задачи деятельности, соответствующие имеющимся проблемам в воспитании; | |||||
умение составить план воспитательной работы | |||||
умение отобрать наиболее эффективные формы и методы воспитания | |||||
умение стимулировать инициативу и творчество учащихся | |||||
умение организовывать индивидуальную и коллективную деятельности учащегося | |||||
умение установить контакт с учащимися, проявлять такт | |||||
умение вести беседу, полемику, дискуссию | |||||
умение дать самооценку проведенного внеклассного мероприятия | |||||
умение сотрудничать с учителями (классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы). | |||||
умение проявлять выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, конфликтных ситуациях | |||||
умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств | |||||
умение стимулировать положительные проявления в поступках ученика | |||||
умение варьировать интонацию речи | |||||
умение владеть мимикой и жестами |
Список литературы
- Битинас Б.И., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспектива // Педагогика.-1993, №2.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Серия: Учебник нового века.- Сант-Петербург, 2000.
- Голубев Н.К., Битинас Б.И. Введение в диагностику воспитания.- М., Педагогика, 1989.
- Канн К.Х. Педагогический эксперимент в школе.- Абакан, «Роса», 2002.
- Кобзарь Б.С., Макарова Л.М. Обучение студентов диагностике воспитательной работы // Педагогика.-1993, №1.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе - Минск, 1987.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. - М., «Ноосфера», 1999.
- Настольная книга классного руководителя. - М., Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Проблемы формирования личности школьника. Сборник научно-практической конференции школы-лаборатории №20. - Абакан «Роса», 2000.
- Психолого-педагогическая диагностика в школьном эксперименте. Методические рекомендации. Абакан, изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2002 .
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.
- Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Методические рекомендации для учителя. - Херсон,1988.
- Сергеева В.И. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд., дополн. - МЦГЛ, 2002.
- Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Методическое пособие. - М., 1999.
- Спутник классного руководителя. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Шилова М.И.Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. - 2001, №5.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1987.
Примечание. Студентам рекомендуется работать с журналами «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и др.
Приложение 1.