Класс: аудио-визуально-кинестетические методы обучения

Информация представлена в виде зрительного образа, звука и действия. При использовании данных методов информация воспринимается, передается и фиксируется по всем трем каналам одновременно, педагогу следует предусмотреть ее «равномерную представленность» для визуалов, аудиалов и кинестетов:

Род: организация выполнения и выполнение «экспериментальных» работ. Приемы в данном случае будут выделяться по «научной принадлежности» (физический, химический, биологический), пример приема данного рода: организация выполнения и выполнение химического опыта (физического и т.п.) или: прием – организация и выполнение опытной работы по определению агрегатного состояния вещества;

Род: организация и выполнение работ с таким средством обучения как компьютер(если компьютер без звуковой карты – метод визуально-кинестетический). В данном случае приемы выделяются в зависимости от «предметного» наполнения компьютерных программ.

Все ныне существующие в рамках номенклатур, предложенных разными авторами, методы обучения легко соотносятся с соответствующими группами данной классификации.

При правильно организованном обучении социальный опыт должен транслироваться и восприниматься по всем информационным каналам. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что эффективное обучение должно быть полимодальным. Очевидно, что, выбирая базовый метод обучения, учитель должен организовать процесс передачи информации таким образом, чтобы задействовать максимально возможные каналы восприятия.

Иными словами, среди методических приемов в составе метода обучения должна быть выделена группа, которую мы предлагаем назвать «приемы коррекции способов подачи учебного материала» или «приемы оптимизации способов подачи информации для повышения эффективности методов обучения».

Например, если базовый метод аудиальный – устное изложение материала учителем, то его речь должна содержать слова, стимулирующие возникновение в сознании учащихся зрительных и кинестетических образов. Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал – «Послушайте…», кинестет – «Почувствуйте…», а педагог, желающий обратиться ко всей аудитории и активизировать все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится вам в вашей жизни». Устное сообщение информации также должно сопровождаться обращением к визуальному ряду (иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.) и «подключением» кинестетических рецепторов (натуральные объекты, муляжи и т.п.).

Здесь следует прояснить важное положение концепции. Метод обучения – это инструмент работы учителя, который позволяет ему, учителю, более или менее эффективно обеспечивать и обслуживать учебную (познавательную) деятельность учащегося; инструмент, направленный на создание условий для освоения учеником определенного образовательным стандартом социального опыта. Но без ученика нет ни процесса обучения, ни метода обучения – ведь именно для него создаются условия. Поэтому в названии метода не могут быть использованы термины, характеризующие только один вид деятельности одного из субъектов. Это относится к использованию обозначений типа «репродуктивный метод», «исследовательский метод», «частично-поисковый метод» и т.п., так как с позиции учителя и для учителя в процессе организации усвоения учебной информации нет ничего репродуктивного, исследовательского или частично-поискового.

Также неправомерен с точки зрения предлагаемой нами концепции прямой перенос названий методов познания на методы обучения. Да, наблюдение и эксперимент – это те методы, с помощью которых человек познает мир. И в процессе усвоения социального опыта ученик может выполнять наблюдения и квазиэксперименты, определенные программой, но в этом случае ни наблюдение, ни «экспериментальная» работа не являются собственно методами обучения: они остаются способами познания в рамках учебно-познавательной деятельности, регламентированной методом обучения. Фактически наблюдение и опыт – это формы учебной деятельности.

В методе обучения на стадии его реализации взаимодействуют два субъекта и название метода должно отражать эту двойственность. С этих позиций оправдано использование терминов типа «визуальный», «кинестетический» и т.п., так как они отражают и способ работы учителя («упаковка» информации), и способ работы ученика (восприятие «упакованного»).

Специфику деятельностей учения и обучения отражать в названии метода обучения нецелесообразно, так как результат неизбежно будет громоздким и неудобочитаемым.

Структура метода обучения

Структура метода обучения представляет собой системно организованную совокупность методических приемов, обеспечивающих успешную реализацию его функций.

Методический прием – это структурный элемент метода обучения, задающий порядок действий субъектов в процессе обучения. И в этом смысле метод обучения представляет собой систему методических приемов, которая в соответствии с конкретными образовательными целями регламентирует порядок действий учителя и ученика, направленных на передачу и усвоение необходимой учебной информации.

Одной из ярчайших черт методов обучения является их дуализм (двойственность), который проявляется даже не в том, что в его реализации принимают участие два субъекта с разными целями и деятельностями. Двойственность метода обучения находит свое отражение в том, что системообразующим фактором в его структуре является конструктивное единство способов работы с информацией и элементов, ее обеспечивающих (с объективной стороны) и способов организации ее интериоризации (с субъективной стороны), то есть единство объективного и субъективного в методе.

Таким образом, в структуру метода обучения входят:

– с объективной стороны метода обучения: приемы, обеспечивающие трансляцию учебной информации; приемы коррекции способов подачи учебной информации; приемы, облегчающие работу с информацией (приемы визуализации информации);

– с субъективной стороны метода обучения: приемы стимуляции и поддержания мотивации учения, включающие приемы, обучающие целеполаганию; приемы активизации учебной деятельности; приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий; приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия; приемы организации обратной связи; приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности.


Наши рекомендации