Тема 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПЛАН:
1. Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
2. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
3. Педагогические проблемы творческого коллектива.
4. Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода.
1. Понятие коллектива.Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности.
Коллективом (от латинского collectivus – собирательный) называют группу людей, объединенную совместной целеустремленной деятельностью и организацией этой деятельности. Коллектив создается и укрепляется в процессе решения практических задач.
Идеи коллективизма, сформулированные К.Марксом и Ф.Энгельсом, приобрели в советской педагогике самодовлеющее значение. Важную роль сыграла при этом педагогическая и особенно популяризаторская деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939).
Макаренко выдвинул идею воспитывающего коллектива, разработал стадии развития коллектива. Однако догматическое, формально идеологизированное применение этих идей привело в советской педагогике к противопоставлению коллектива и личности. Из средства развития личности коллектив зачастую превращался в средство нивелировки и подавления индивидуальности. Коллектив и личность оказались не сопоставленными, а противопоставленными явлениями.
В педагогической теории и практике ХХ века изучение опыта создания и развития коллективов сыграло важную и вполне позитивную роль. Прежде всего, это позволило целенаправленно создавать работоспособные коллективы в тех областях деятельности, которые являются коллективными по самой своей сути (например, творческие коллективы). Кроме того, в СССР, в условиях, когда психологические и социально-психологические исследования были практически под запретом, изучение внутриколлективных отношений было единственным способом установления закономерностей группового общения и деятельности.
В современной педагогике вопросы формирования и развития ученического, досугового, производственного и иных коллективов рассматриваются с опорой на данные психологии личности, социальной психологии. Педагогика ищет эффективные инструменты реализации данных этих наук в педагогической практике. Такими инструментами становятся методы и приемы воспитания.
Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.
Вслед за Макаренко, современная педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.
стадия | СУЩНОСТЬ | СХЕМА |
Предва-ритель-ный этап | Аморфная группа. Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности | |
I | Первоначальное сплочение. Выделение актива. Требования выдвигает педагог. | |
II | Стабилизация структуры коллектива на основе отношений зависимой ответственности. Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых. | |
III | Расцвет коллектива: демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив. Руководитель – равноправный член и лидер коллектива. В группе отсутствуют отверженные. |
Педагогические проблемы творческого коллектива.
В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью
§ Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.
§ Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.
§ Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
§ Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.
При этом руководитель творческого коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.