Конспект лекций по общей педагогике

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ БГУК

Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура

Вступление: структура курса, учебные требования

ПЛАН

1. Педагогика как наука и искусство.

2. Основные категории педагогической науки.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Система педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98

5. Психолого-педагогический словарь для учителей и рук. Ростов н/Д.,98

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001

Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.

Педагогика как наука и искусство.

Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать. По-белорусски «выхаванне» явно намекает на формирование способности сохраниться, сохранить свою жизнь, здоровье, самобытность в сложном и, очевидно, агрессивном мире.

Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.

И.Сельвинский

ЛЕСНАЯ БЫЛЬ

В роще убили белку,

Была эта белка мать.

Остались бельчата мелкие,

Что могут они понимать?

Сели в кружок и заплакали.

Но старшая, векша лесная,

Сказала мудро, как мать:

-Знаете что? Я знаю:

Давайте будем линять!

Мама всегда так делала.

(1960)

И.Губерман. (Из гариков)

Сперва, резвясь на жизненном просторе,

мы глупы, словно молодость сама;

умнеем после первого же горя,

а после терпим горе от ума.

Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)

Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).

Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали?

На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика.

Педагогика как наука считает процесс воспитания поддающимся

конспект лекций по общей педагогике - student2.ru наблюдению

изучению

проектированию

контролю

Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемыхрезультатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.

Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?

Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.

Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку

ü нередко они протекают неосознанно.

ü Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).

ü Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).

Дидактика

конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru

Педагогика высшей школы
конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru конспект лекций по общей педагогике - student2.ru логопедия тифлопедагогика

конспект лекций по общей педагогике - student2.ru сурдопедагогика

теория олигофренпедагогика

И практика воспитания

конспект лекций по общей педагогике - student2.ru



Тема 2.Дидактика: предмет, задачи, основные категории

ПЛАН

1. Предмет, основные категории, задачи дидактики.

2. Этапы усвоения знаний

3. Принципы обучения и их реализация в процессе художественного образования.

4. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

5. Документы и материалы, отражающие содержание образования.

Предмет дидактики.

Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «я учу». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему».

В современной науке дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

конспект лекций по общей педагогике - student2.ru Практика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики:

-Для чего учить? -Цели, задачи обучения

-Чему учить? - Содержание образования

- Как учить? - Формы и методы обучения

Основные категории дидактики

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий

Задачи обучения

1.Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в современном обществе

2.Развитие мышления и формирование интеллектуальных умений и навыков (память, логическое мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.)

3.Развитие творческих способностей и творческого мышления (ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ)

4.Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов

Этапы усвоения знаний(на примере работы над курсовой)

Студенты слушают объяснение и вспо-минают прежний опыт написания рефе-ратов и контрольных работ
ВОСПРИЯТИЕ

(непоср.ощущения и личный опыт)

       
  конспект лекций по общей педагогике - student2.ru
   
Студенты понимают, что курсовая по педагогике предъявляет к ним новые требования: проверение исслед-я
 

ПОНИМАНИЕ

Установление связей м/явл-ми

       
  конспект лекций по общей педагогике - student2.ru
   
Студенты решают, что с этой работой придется повозиться (или обдумывают способы обойти требования)
 

ОСМЫСЛЕНИЕ

Складывается отношение к изучаемому

       
  конспект лекций по общей педагогике - student2.ru
   
У студентов формируется ориентация на выбор темы: полегче или поинтереснее
 

ОБОБЩЕНИЕ

Новые сведения включаются в систему зн-й

       
  конспект лекций по общей педагогике - student2.ru
   
В процессе индивидуальных консультаций
 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Повторение. Запоминание

       
  конспект лекций по общей педагогике - student2.ru
   
 
 

ПРИМЕНЕНИЕ

В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения

Принципы обучения

По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон:

Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность.

Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения.

В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы.

Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.

К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести:

НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)

Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа.

В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично.

ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых ( а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта.

НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ обеспечивает целостность развития личности учащихся. Термин введен И.Ф.Гербартом.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность.

Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий учреждениях дополнительного образования и специальных школ системы Мин.Культ-ры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

Этапы получения образования (проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

Система непрерывного образования
конспект лекций по общей педагогике - student2.ru Дошкольный

Школьный

Предпрофессиональный (ср. специальное образование)

Профессиональный (высшее образование)

Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура

Образование пенсионеров

Документы и материалы, отражающие содержание образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Компоненты:

Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;

Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся

Школьный – позволяет школам отразить местную специфику, в соответствии с потребностями и возможностями региона.

Типы учебных планов:

Типовой – разрабатывается Мин.обр-я и предлагается всем уч. заведениям школьного типа

Индивидуальный – разрабатывается лицеями, гимназиями и колледжами и утверждается на уровне городских, областных и республиканских органов нар. обр-я (в зависимости от подчинения)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры:

Ø учебник,

Ø учебная книга,

Ø учебное пособие,

Ø методическое пособие,

Ø методическая разработка (методич. рекомендации).

ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

1. Педагогическая сущность понятия «воспитание»

2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания.

3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей.

4. Принципы воспитания

Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование.

Например, по В.И.Далю

ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда);

ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).

Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде навыков и привычек поведения. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»).

Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.

 
 
Попробуйте разработать схему или рисунок, помогающие лучше запомнить это определение

Как видим, центральное место в этом процессе уделяется активным усилиям самого воспитанника. Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал:

«девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».

Ему вторит француз Гельвеций:

«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»

 
 
Современные взгляды на соотношение различных факторов процесса воспитания, а также на их влияние на развитие личности мы рассмотрим на первом семинаре этого семестра.  

А теперь обратимся к важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий:

1. В содержании понятий:

Образование – процесс овладения знаниями;

Воспитание – процесс овладения социальным опытом.

2. В последовательности этапов этих процессов:

Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие → понимание → осмысление → обобщение → закрепление → применение.

В воспитании схема часто теряет ряд звеньев, иногда их традиционный порядок нарушается: следом за восприятием нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения.

ПРИМЕР: овладение навыками пользования столовым прибором.

Раскрытие механизма овладения нормами поведения в обществе может иметь не только научный интерес, но и создавать интересный эстетический эффект.

ПРИМЕР: сцена с бананами из брестского спектакля «Маугли».

3. В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность».

Учебный материал членится на темы, уроки и т.д.

Воспитание – целостный процесс, в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д.

4. В возможностях проверки результатов педагогической деятельности.

Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности: контрольные, зачеты, экзамены и т.д.

Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога.

5. В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов.

У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива – интерес и ответственность. Это облегчает выбор педагогических стимулов.

У процесса воспитания (и самовоспитания) необозримое разнообразие мотивов и стимулов.

Тема 5. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

План:

1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.

2. Из истории методики воспитания.

3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.

4. Руководство процессами самовоспитания.

Тема 7. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

План

1. Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта.

2. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.

3. Культура как цель и средство семейного воспитания.

4. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога.

ЛИТЕРАТУРА:

¨

Издание любое
конспект лекций по общей педагогике - student2.ru Макаренко А.С. Книга для родителей.

¨ Лесгафт П.Ф. Лекции о семейном воспитании.

¨ Мир детства: Энциклопедия для родителей в 4 т.

¨ Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,1988

¨ Конвенция о правах ребенка. Принята 44-йсессией Ген.ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сб.док. – М., 1990.

Жрец или ремесленник?

Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса).

Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячелетия до н.э.) можно видеть глубокие различия в оценке обществом и самооценке представителей этой профессии.

В Древнем Египте учителя – это жрецы: уважаемые, грозные и таинственные. В зависимом положении от них находились даже фараон и члены его семьи. В тот же период в Месопотамии учителя школ, называемых Дома табличек, – это бедняки, вынужденные для пропитания выманивать подарки у родителей учеников.

В Древней Греции (IV-II вв. до н.э.) дидаскалы – свободные граждане, влияния которых на молодежь общество даже побаивается. Вспомним, к примеру, обвинения, выдвинутые против Сократа. В Древнем Риме периода империи (I-IV вв.) учителя находятся на государственной службе. Это чиновники, назначаемые и контролируемые администрацией.

В древности учитель чаще всего на виду, он представитель сравнительно редкой профессии. Массовой эта профессия становится с ХVII в., т.е. с началом Нового времени. Но благоговейное отношение к выдающимся учителям сохраняется и делает их личности легендарными (Коменский, Песталоцци, Корчак).

В Древней Руси грамотность появилась одновременно с христианской религией. «Мастера грамоты», книжники были в числе уважаемых, хотя и вечно подозрительных людей. До сих пор понятие «грамотный» служит у нас синонимом слова «образованный».

Ярким примером отношения к педагогу служит произведение Кирилла Туровского «Слово о том, яко не забывали учителей своих»:

«Если и научился, и от простого человека – не иерея, – то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...

Не помнящие же, откуда добро познали, те подобны голодному и замерзшему псу, которого согрели и накормили. [А] он начал лаять на согревшего и накормившего его.»

 
 
?

Давайте вспомним своего любимого педагога, и попробуем назвать, что же выделяло его из среды собратьев по профессии.

Содержание и структура понятия «педагогическое мастерство».

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ БГУК

Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса

Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура

Вступление: структура курса, учебные требования

ПЛАН

1. Педагогика как наука и искусство.

2. Основные категории педагогической науки.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Система педагогических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98

5. Психолого-педагогический словарь для учителей и рук. Ростов н/Д.,98

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001

Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.

Наши рекомендации