Тема: Технологии педагогического взаимодействия учителя, классного руководителя с семьей.
Основные понятия: педагогическое взаимодействие школы и семьи, воспитание родителей, технологии работы с семьей.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Функции семьи: социальные, воспитательные.
2) Основные цели, задачи и направления работы учителя, классного руководителя с семьями воспитанников.
3) Технологии воспитательной работы учителя-воспитателя с семьями воспитанников: диагностические технологии, воспитательные технологии, технологии просветительской работы, социально-реабилитационные технологии.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – лабораторно-практическое занятие. Методы обучения, используемые на практическом занятии – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, сообщения, презентации студентов, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Борытко Н.М. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / Н.М.Борытко. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 496с.
3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) /Под ред И.С. Артюховой. – М., 2005.
4. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. – М., 2005.
5. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.
7. Соболева Е.А., Соколова И.Б., Спевакова С.Г. Основы работы классного руководителя. – Армавир, 2009.
Дополнительная:
1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.
2. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.
3. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.
4. Ревская Н.Е. Педагогика: учебное пособие. – СПб, 2005.
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Владимир Семенович Семенов; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 336с.
Задания для СРС
1. Составьте структурно-логическую схему, отражающую функции современной семьи.
2. Подготовьте сообщения, доклады, презентации по изучаемой теме.
3. Составьте, используя свой имеющийся педагогический опыт (с учетом предстоящей педагогической практики в 5-7-х классах), программу изучения семей учащихся, программу педагогического взаимодействия с семьями воспитанников, а также программу педагогического просвещения родителей. Данная работа может осуществляться в динамических парах или творческих микрогруппах.
4. Подберите в свою «Копилку классного руководителя» различные диагностические технологии (тестирование, анкетирование, проективные методики), воспитательные технологии, технологии просветительской работы, социально-реабилитационные технологии.
5. Подготовьте, работая в творческих микрогруппах творческие проекты «Мы-за здоровье нации», «Мы-за здоровый образ жизни», «Мы – молоды, успешны, спортивны и сильны» и др., направленные на просветительскую работу с учащимися и их родителями.
6. Составьте резюме по изучаемой теме.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельного изучении курса «Педагогика-4» могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов, рефератов, эссе; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение педагогических задач, составление структурно-логических схем, подготовка презентаций, выполнение творческого задания и т.д.
Таблица 3
Тема (раздел) | Содержание заданий, выносимых на СРС | Учебно-методическое обеспечение |
Раздел 1. Теории и технологии воспитания. Тема 1: Педагогическая антропология как основа воспитания | Составление логической схемы по теме. Определение факторов, влияющих на воспитание, развитие и самоопределение личности. | Конспектирование (конспект лекции) список основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсы-первоисточники, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям |
Тема 2: Воспитание в целостном педагогическом процессе | Анализ подходов к определению понятий «воспитание», «воспитательный процесс» в различных учебных пособиях. Описание собственного педагогического опыта Подготовка сообщений, докладов, презентаций о направлениях воспитания школьников: гражданском, патриотическом, правовом, нравственном, умственном, эстетическом, трудовом, экономическом, экологическом, физическом. | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 3 Воспитание базовой культуры личности | Составление логической схемы по теме. Определение факторов, влияющих на воспитание базовой культуры личности. | Конспектирование первоисточников, написание реферата. Подготовка сообщений, докладов, презентаций |
Тема 4: Воспитательные системы | Сравнительный анализ понятий воспитательные системы и система воспитания Составление логической схемы «Структура воспитательной системы». Анализ взаимосвязи основных структурных элементов воспитательной системы. Подготовка сообщения и презентации по темам: «Школа как воспитательная система», «Система воспитания в РФ», «Зарубежные воспитательные системы» (по выбору студента). | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 5: Сущность методов воспитания и их классификации | Определение сущности методов воспитания. Анализ различных подходов к определению понятий «метод воспитания», «прием воспитания», формы воспитательной работы в различных учебных пособиях. | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 6: Технологии организации воспитательного процесса | Составление логической структуры воспитательного процесса Подобрать в копилку «Классного руководителя» различные педагогические технологии организации воспитательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Написание эссе: «Особенности использования педагогических технологий в деятельности классного руководителя, воспитателя детского коллектива». | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 7: Национальное своеобразие воспитания | Дать характеристику своеобразия национального воспитания Проанализировать возможности этнопедагогики в воспитательном процессе современной школы. | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 8: Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе | Анализ различных подходов к определению понятий «группа», «коллектив составление таблицы по теме Описать и проанализироватьвклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива. Составление таблицы(этапы развития группы и коллектива, а также основные цели, задачи деятельности учителя-предметника, классного руководителяна каждом из этапов развития группы и коллектива) Определение основных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании. | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 9: Основы деятельности классного руководителя в ВС школы | Определение вариантов классного руководства в школе, задач, решаемых классным руководителем Определение особенностей, целей, форм ученического самоуправления. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Взаимодействие классного руководителя с родителями воспитанников», «Основные направления деятельности классного руководителя», «Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме). Подготовка видеороликов и презентаций работы на темы: «Мое призвание Учитель», «Мое призвание - Воспитатель», «Мой идеал Классного руководителя». | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Раздел 2: Основы управления образовательными системами Тема 10: Государственно-общественный характер управления системами образования | Анализ по проблеме: «Система образования в РФ – инновации и перспективы развития», Изучение Закона РФ «Об образовании» Определение проблем построения воспитательной системы в современной школе. Описание структуры воспитательной системы школы, ДОУ (учитывая опыт педагогической и летней педпрактики) Составление схемы или таблицы(компоненты: концепции, принципы, педагогические теории, дидактическая подструктура, воспитательная подструктура) Написание педагогического эссе на тему: «Ценности, лежащие в основе воспитательной системы (ВС) школы, образовательного учреждения». Написание резюме(что понимается под Воспитательной Системой ОУ;как взаимосвязаны ВС и ЦПП; какими признаками обладает ВС; основные компоненты ВС; этапы становления ВС) | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 11: Методологические и теоретические основы управления образовательными системами. | Составление таблицы: «Развитие управленческой мысли в мировой истории» Изучение и обобщение материала по проблеме: «Управление функционированием и развитием современных образовательных систем». Составление «Характеристики управленческой педагогической деятельности». Составление структурно-логической схемы управления образовательным процессом Подготовка сообщений, докладов и (или) презентации по темам: «Эволюция управленческой мысли: от Шумерского царства до наших дней», «Системный анализ и теория информации в менеджменте», «Педагогический менеджмент: история становления и перспективы развития», «Исследовательский характер управленческого труда», «Функции руководителя ОУ», «Инновационные и традиционные подходы к управлению человеческими ресурсами в системе образования» и др. (по выбору студентов). | Конспектирование первоисточников, Подготовка сообщений, докладов, презентаций. |
Тема 12: Функции педагогического управления. | Анализ и сопоставление в различных первоисточниках определения основных понятий темы, дополнение «глоссария педагогических терминов» Подготовка проекта: «Управление развитием воспитательной системы школы, ОУ – инновационные подходы» | Конспект, проект. |
В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.