Классификации методов обучения (по А. В. Хуторскому)
По источнику передачи знаний выделяют:
1. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная, фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование).
2. Наглядные методы (иллюстрации (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, фильмов, компьютерных программ);
3. Практические (упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые), лабораторные, практические работы, дидактические игры.
1. Эвристические методы обучения(Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, П. Ф. Каптеров) — это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач (В. И. Андреев).
1.1. Когнитивные методы обучения— методы учебного познания. Цель — познание объекта.
Метод эмпатии ‒ «вчувствование» человека в состояние объекта. «Представьте себе, что Вы — это дом, голова — крыша, туловище — стены, руки — окна, ноги — фундамент». Наблюдение переходит в самонаблюдение, отождествление с объектом.
Метод смыслового видения— углубленный вариант метода эмпатии. «Как устроен объект? Что происходит внутри? Почему он такой, а не другой?»
Метод образного видения— эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на число, фигуру, слово, знак, объект, можно предложить нарисовать образы, ассоциации.
Метод символического видения— отыскание или построение учеником связей между объектом и символом (например, спираль — символ бесконечности). Наблюдаем объект и изображаем его символ в графической, знаковой, словесной форме, проводим их толкование.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан, древнеримский педагог, оратор) — отыскание сведений об объекте по ключевым вопросам: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Можно использовать их сочетания (как-когда и т. п.).
Метод сравнения— сопоставление версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, сформулированными учеными, философами.
Метод эвристического наблюдения— призван научить добывать знания с помощью наблюдений за искомым объектом.
Метод фактов— предполагает обучение отличать собственное восприятие от реальных фактов.
Метод исследования— предполагает выбор объекта (поговорка, стихотворение, звук, буква и т. п.), предлагается самостоятельно исследовать его по плану: цели исследования, план работы, факты, гипотезы, выводы.
Метод конструирования понятий— совместно сформулированные правила, понятия.
Метод конструирования правил— например, из предложенного текста выявить орфограммы, лежащие в основе их правила, создать свои тексты. Дать алгоритм: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило; в) языковые особенности былины.
Метод гипотез предполагает ответ на вопрос: «что будет, если...».
Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому процессу (например, «каким будет устная речь человека через 20 лет?»). Предполагается развернутый ответ.
Метод ошибокзаключается в том, что ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, новых знаний, выяснение ее причины (например, сравнительно-исторический метод (корни лаг\лож, раст\рос....).
Метод конструирования теорий— теоретическое обобщение проделанной работы (строение, функции, процессы, взаимосвязи).
1.2. Креативные методы обучения ориентированы на создание личного образовательного продукта (нового).
Метод придумывания— замещение качеств одного объекта другими, отыскание свойств объекта в иной среде, изменение элемента объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод «Если бы...»предполагает развернутый ответ, например: «если бы исчезли окончания в словах или сами слова?». Развитие воображения, понимание взаимосвязи явлений.
Метод образной картины— целостное видение, мировосприятие обучающегося. Рекомендуется использовать 2-3 раза в год с целью оценки изменения в картине мира учащегося, в частности, языковой).
Метод гиперболизациипредполагает преувеличение, например, «придумайте самое большое слово».
Метод агглютинации заключается в соединении несоединимого, например, придумать оксюмороны с целью работы над образностью (горячий снег, вершина пропасти, объем пустоты, сила слабости).
«Мозговой штурм»(А. Ф. Осборн) — сбор как можно большего числа идей. Формирование малых групп. Эксперт для каждой группы для фиксации идей. Разминка: быстрый поиск ответов на вопросы. Сам «штурм» длится 10-15 мин. Например: «Как определить количество предложений в тексте, когда его не видишь? Найти корень в слове «вспоминать»; происхождение языка и т. д.» Необходимо культивировать непринужденную обстановку, свободу воображения, поддержку партнеров, нешаблонное мышление, отсутствие критических замечаний, лаконичность.
Метод морфологического ящика(Ф. Цвики) — сопоставление разных комбинаций элементов (корни, суффиксы, например, аптекамт) — выявление новых проблем, идей.
Методы организации учения
Методы ученического целеполагания —выбор целей из предложенного учителем набора, обсуждение их реалистичности и достижимости.
Методы ученического планированиянаправлены на формирование умений спланировать свою работу на месяц, на урок и т. п.
Методы создания образовательных программ учеников предполагают владение комплексом методов: смысловым видением предмета, установление целей и направлений деятельности, отбор изучаемых вопросов и тем).
Метод нормотворчества— разработка норм индивидуальной и коллективной деятельности, составление инструкций, например, «Как произнести слово», «Как изучать слово».
Методы самоорганизации обученияпредполагает работу с учебником, выполнение упражнений и пр.
Методы взаимообучения практикуются в парах, в группах обучающиеся могут выполнять функции учителя.
Метод рецензии — умение критически взглянуть на образовательный продукт своего товарища. Используем схемы (что понравилось, как построено выступление, полностью ли раскрыта тема, неточности, дополнения к выступлению, оценка).
Методы контроля предполагают изменение критериев оценивания. Чем больше научного и культурно-значимого отличия от известного продукта, тем выше оценка.
Методы рефлексии предлагают оценить реальный результат своей деятельности. В конце урока, дня, недели, учебного года можно провести специальное занятие: Каков мой самый большой успех в изучении русского языка? Почему я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее буду преодолевать? Каковы изменения в моих знаниях? Что я научился делать?
Средства обучения / дидактические средства — различные материальные объекты, созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Средства обучения можно разделить на:
• визуальные (печатные: раздаточный материал, наборное полотно, иллюстрации и др.) и экранные: транспаранты, диафильмы, диапозитивы, слайды и др.);
• аудиальные (аудиозаписи);
• аудиовизуальные (компьютерные учебные программы, кинофильмы, интернет-обучение on-line).
В. А. Сластенин выделяет дидактические средства для:
- учителя (предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования;
- учащихся (индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.)
- для учителя и учащихся (оборудование, мебель, технические средства, в частности, компьютеры и т.п.)
Говоря об учебниках как основных средствах обучения, следует отметить, что в связи с введением новых ФГОС появляется понятие «система учебников», что подразумевает комплексную разработку такого блока учебников, где одна и та же тема синхронно изучается по всем дисциплинам. Это поможет детям лучше усвоить знания по изучаемым предметам, ощутить взаимосвязь различных дисциплин. В настоящее время внедрены 4 четыре системы учебников для 1 - 4 классов:
· «Начальная школа XXI» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством проф. Н. Ф. Виноградовой, Лаборатория начального образования РАО);
· «Перспектива» (под научным руководством академика А. Г. Асмолова)
· «Школа России» (научный руководитель комплекта –А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук);
· «Школа 2100» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством акакд. А. А. Леонтьева).