Взаимодействия педагога с детьми
С целью получения объективной информации о характере взаимодействия педагогов с детьми, стиля руководства и типа отношения целесообразно воспользоваться методом стандартизированного наблюдения. Студент-практикант, наблюдая за поведением педагога в различных ситуациях, должен зафиксировать способы взаимодействия педагога и детей с указанием своего эмоционального отношения.
В силу многообразия форм воздействия они сведены в 9 пар:
1) разрешает-запрещает, 2) поощряет-наказывает, 3) хвалит-ругает, 4) обращает внимание-игнорирует, 5) организует-дисциплинирует, 6) помогает-не оказывает помощи, 6) предоставляет самостоятельность-игнорирует, 8) просит-требует(приказывает), 9) заинтересовывает-не вызывает интереса.
Таблица наблюдения (см приложение )
р а з р е ш а е т | п о о щ р я е т | х в а л и т | о б р а щ а е т | о р г а н и з у е т | п о м о г а е т | п р е д о с т а в л. с а м о с т. | п р о с и т | з а и н т е р е с о в ы в а е т | з а п р е щ а е т | н а к а з ы в а е т | р у г а е т | и г н о р и р у е т | д и с ц и п л и н и р у е т | н е о к а з ы в а е т п о м о щ и | к о н т р о л и р у е т | т р е б у е т | н е в ы з ы в а е т и н т е р е с |
Данные заносятся в специальную таблицу. Проявление определенного параметра отмечается палочкой, модальность отношения: ласковый или безразличный взгляд, теплый или холодный тон, улыбка или сердитое выражение лица - знаками "+" или "-". Например, педагог похвалил ребенка, улыбнулся ему, в соответствующую графу заносится палочка со знаком "+". Если же он похвалил ребенка, но сделал это формально с безразличным видом, быстро забыл обо всем, в соответствующую графу ставится палочка, но со знаком "-" (Вот так /+ или /- ). Наблюдение ведется в конкретных ситуациях. Приведем форму таблицы.
Обрабатывают данные следующим образом. Подсчитывается общее
число наблюдаемых воздействий (число палочек). Затем подсчитывается число того или иного воздействия отдельно со знаком "+" и со знаком "-". Каждое число делится на общее число зафиксированных воздействий. Данные округляются до сотых долей. Например, всего в эксперименте было зафиксировано (при наблюдении отдельного педагога) 100 воздействий, помогал детям педагог 21 раз, из них 17 делал это охотно, с улыбкой, а 4 раза раздраженно, без особого желания, при этом хмурился и высказывал недовольство. Следовательно, внизу таблицы под графой "помогает" пишем индекс со знаком "+" 17/100 = 0,17, а со знаком "-" - 4/100 = 0,04.
После чего складываются все индексы со знаком "+" по параметрам: разрешает, поощряет, хвалит, обращает внимание, организует, помогает, предоставляет самостоятельность, просит, заинтересовывает. Затем складываются все индексы со знаком "-" по этим же параметрам. То же самое делается и по оставшимся параметрам. Окончательные выводы о стиле руководства и типе отношения педагога к детям делаются на основе сопоставления 4-х полученных индексов. В результате получаем 4 обобщенных типа, объединяющих в себе характеристики стиля и типа.
-
Использование комплекса приведенных здесь методик дает возможность в конечном итоге выделить 4 типа педагогов.
1. Педагоги, ориентированные на личностную модель взаимодействия с учащимися и детьми, реализующие такую ориентацию в своей практической деятельности.
2. Педагоги, ориентированные на личностную модель взаимодействия с детьми, но на практике возможно неоптимальное общение, авторитарный стиль.
3. Педагоги, ориентированные на дисциплинарную модель взаимодействия, однако, в реальности чаще использующие личностное общение.
4. Педагоги, ориентированные на дисциплинарную модель и в полной мере реализующие ее на практике.
ЗАДАНИЕ 2 (индивидуальное) "Фотография урока" с анализом урока
Посетите урок по своему предмету и сделайте его "фотографию", т.е. опишите то, что было на данном уроке (приложение 1).
После выполнения протокольной записи урока, сделайте дидактический анализ посещенного урока (по схеме).
Дидактический анализ урока –это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной позновательной деятельностью учащихся и т.п.)
СХЕМА ДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
1. Общие сведения об учителе и классе.
2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.
3. Тип урока, структура урока.
4. Цели и задачи урока (обучение, воспитание и развитие)
5. Содержание материала урока.
6. Методы, средства и приемы, используемые учителем. Соответствие методов и средств целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность содержанию и методам обучения.
7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
8. Посильность объема и сложности домашнего задания.
9. Степень реализации целей и задач урока.
10. Выводы и предложения. Соотношение положительных и отрицательных сторон урока.
Форма отчета: протоколы посещенных уроков с дидактическим анализом и письменная отметка в дневнике.
ЗАДАНИЕ 3 (групповое). АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Изучите воспитательную систему образовательного учреждения. Выявите основные направления воспитательной работы школы. Проанализируйте, как реализуются цели и задачи системы воспитания учащихся в системе воспитательной работы на примере вашего класса. Проведите беседу с заместителем директора по воспитательной работе с целью анализа воспитательной системы школы.
Задание 4 (групповое)
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Проанализируйте уровень воспитанности класса, используя методы наблюдения, беседы, анкетирования, анализа незаконченных предложений).
Побеседуйте с классным руководителем об особенностях воспитательной работы в классе.
1. Выделите основные направления работы с учащимися данного класса.
2. Составьте анкету для учащихся и проведите ее в классе по теме «Классный руководитель в современной школе».
3. На основе проведенного исследования составьте план воспитательной работы на 4 четверть по следующей схеме:
- Характеристика классного коллектива
- Основные проблемы воспитания учащихся данного класса
- Цель и задачи воспитательной работы
- Календарный план воспитательной работы на 4 четверть:
-
Дата | Направления воспитательной работы | Мероприятия | Ответственный | Примечание |
Учение | ||||
Общение | ||||
Здоровье | ||||
Досуг | ||||
Образ жизни |
ЗАДАНИЕ 5 (групповое)