Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи).

В зависимости от выбранной задачи, а также от предъявляемых к системе требований, возможны различные виды противоречия на основе конфликта.

Модель технического противоречия (ТП), а точнее пары ТП (если выполнить условие 1, то (положительные следствия ("+")), но (отрицательные следствия ("-")), а если выполнить противоположное условие 2, то отсутствует "-", но отсутствует и "+") помогает чётче определиться с тем, к чему будет предъявляться претензия.

Например, в задаче "О детском негативизме":

Если жёстко настаивать на немедленном выполнении требования ребёнком, то взрослый добьется желаемого послушания ("+"), но это послушание будет неосознанным, а ребёнок будет испытывать дискомфорт ("-").

Если же не настаивать на немедленном выполнении требования, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно ("+"), но не подчинится по первому требованию ("-"). Надо сделать так, чтобы + остались, а - ликвидировались.

Т.е. надо сделать так, чтобы ребёнок послушался и при этом чувствовал себя комфортно. Очевидно, что способность ребенка воспринимать требования взрослого и подчиняться им и есть тот самый объективный фактор, который диктуется психофизиологическими особенностями развития.

Далее используется модель физического противоречия (ФП):

ПАРАМЕТР Элемента
должен быть (требование 1),
чтобы (обоснование требования 1),
И этот же ПАРАМЕТР ТОГО ЖЕ элемента,
должен быть другим (противоположное требование 2),
чтобы (обоснование требования 2).

Наиболее проблемным местом на этом этапе является выбор элемента (системы), к которой предъявляется претензия. Если претензия предъявляется не к тому элементу, или за основу принимаются не те требования, то происходит подмена условия задачи. Так произошло, например, в задаче "О ребёнке, который прятался в шкафчик". В описанном решении была сделана попытка изменить средство (шкафчик для хранения одежды), которое использовал ребенок для самовыражения. А претензию следовало предъявлять к способу самовыражения, или к мотивам.

В задаче "О детском негативизме" тем самым элементом, который должен повлиять на мотивы поведения ребёнка, является распоряжение взрослого относительно дисциплины. Потому что негативная реакция малыша направлена именно на него.

Поскольку признаки изобретательской задачи имеет именно пример №3 "О детском негативизме", далее для иллюстрации мы будем использовать только этот пример.

Пример 3.

Распоряжение взрослого должно потребовать от ребёнка определённой нормы поведения, потому что этого требует установленный распорядок. И распоряжение взрослого не должно требовать от ребёнка нужной нормы поведения, потому что малыш не может подчиниться в силу проявления детского негативизма, побуждающего его действовать наперекор. Следует отметить, что зачастую противоречие сразу формулируется по модели ФП. Если "проблемный элемент" очевиден уже при выявлении конфликта объективных и субъективных факторов.

4. "ИКР"

Представление Идеального Конечного Результата (построение абстрактной модели решения задачи).

Необходимо представить такую ситуацию, в которой противоречие разрешается при минимальных затратах, практически само по себе ("бесплатно"). Система сама решает связанные в ней проблемы.

Пример 3.

Ребёнок сам захочет выполнить требование взрослого.

5. "Ресурсы"

Выявление ресурсов для достижения ИКР и выход на конкретное решение.

Наиболее рациональным ("бесплатным") является внутренний ресурс, т.е. тот, которые уже занимает в системе естественное положение. В данном случае нас будут интересовать мотивы поведения ребёнка. Причём не все, а именно тот мотив, который мешает нам добиться послушания.

Пример 3.

Если ребёнок стремится всё делать наоборот, надо постараться задействовать именно этот "дух сопротивления". Требование нужно сформулировать так, чтобы ребёнок, сопротивляясь, сам выполнил требуемое распоряжение.

6. "Решение"

Решение задачи с помощью выбранных ресурсов и определение тех ограничений, в условиях которых будет работать данное решение. Формулирование подзадач.

Пример 3.

Чтобы ребёнок сделал наоборот, нужно дать требование "наоборот". Например: "Ни в коем случае не одевайся гулять!" Руководствуясь духом сопротивления, он быстро сделает наоборот.

В некоторых случаях на предыдущем шаге определяется не само решение, а идея, которая требует доработки: мысленного эксперимента по применению выбранного решения и построения прогноза на будущее, или формулировки подзадач, решение которых необходимо для получения финального решения. Тогда ход рассуждений повторяется, в зависимости от подзадачи формулируется новое противоречие (по модели ФП) и т.д. Более подробно это будет показано на конкретных примерах в главе "Примеры анализа педагогических проблем, выполненные учащимися".

В задаче "О детском негативизме" решение будет работоспособным только до определённого возраста (до 2-2,5 лет), пока малыш всё воспринимает непосредственно. И при условии, что оно будет использовано в 1-2 случаях. При частом повторении, а также в старшем возрасте ребёнок уже понимает комичность ситуации, и решение потребуется другое.

В данном случае мы получили удовлетворяющее решение. Если же получена лишь идея, то дальнейшая работа заключается в формулировании тех подзадач, которые необходимо решить, чтобы воплотить эту идею в конкретное решение. Нужно искать новые ресурсы, выявлять противоречие их параметров для конкретной ситуации и т.д.

* * *

Анализ некоторых типовых решений, предлагаемых традиционным опытом в педагогической деятельности, проводится нами в работе со студентами дневного отделения (будущими педагогами), и заочной формы обучения (практиками, не имеющими специального образования). Наши наблюдения показывают, что в первом случае, у будущих педагогов предупреждается возникновение некоторых стереотипов, ещё не выработанных практическим применением, но уже обозначенным в результате их опыта на бытовом уровне.

Во втором же случае, практикам становится понятной и очевидной несостоятельность некоторых требований к ребёнку со стороны взрослого, предъявляемых по инерции.

Такой подход к работе с педагогической задачей, на наш взгляд, способен сформировать аналитическое мышление у будущих педагогов, понимание необходимости умений применять знания по психологии, физиологии, анатомии, истории.

Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи). - student2.ru     ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ Задача №1 "Об отверженном ребёнке" Проблема: в группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику. Анализ задачи:
  • Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
  • Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
  • Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
Конфликт: наше желание помочь мальчику войти в детское общество конфликтует с нежеланием детей его принять. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно, что повлияло на то, что ребёнок стал отверженным в группе, неясны истинные мотивы детей, так как они не в состоянии адекватно пояснить ситуацию. Допущение: ребёнок, попавший в ситуацию отверженного, не умеет себя проявить. Противоречие 1: дети должны принять мальчика в круг своего общения, чтобы он чувствовал себя комфортно, и дети не должны принимать его в круг своего общения, потому что он им несимпатичен. ИКР: дети сами вступают с мальчиком в общение. Ресурсы: способности мальчика, значимые для других детей; ситуация, когда дети вынуждены часто обращаться к мальчику, например, за помощью, которую больше никто не может оказать. Промежуточное решение 1: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. Противоречие 2: поручений должно быть много, чтобы дети почаще обращались к мальчику, и поручений не должно быть много, чтобы не создавать для мальчика ситуации зависимости от большого числа обязанностей, и чтобы не вызвать раздражения у других детей. Обострение противоречия: поручений должно быть бесконечно много (вся жизнь - сплошное поручение) и поручение должно быть одно единственное. ИКР 2: поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям. Конкретное решение: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.   Задача №2. "О фронтальном и индивидуальном обучении" Проблема: в группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада. Как быть? Задача:
  • Что есть? - группа детей 25 человек,
  • Что не устраивает? - не хватает времени и способности распределить внимание на всех детей в процессе 25-минутного занятия.
  • Что нужно? - чтобы на занятии каждый ребёнок имел возможность принять активное участие.
Конфликт: потребность поставить каждого ребёнка в активную позицию через индивидуальное общение конфликтует с нехваткой времени и возможностями воспитателя. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестен возраст детей, вид занятия и характер деятельности. Допущение №1: ситуация происходит в младшей группе. Противоречие 1: если уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку, то качество усвоения материала будет выше, но при этом а) занятие не впишется в отведённые временные рамки и б) дети, до которых очередь дойдёт позже могут потерять интерес к содержанию. Если же работать со всеми фронтально и обращаться только к отдельным детям, то занятие впишется во временные требования, но качество усвоения материала будет хуже. ИКР 1: каждый ребёнок получает индивидуальное внимание на протяжение всего занятия. Ресурс 1: старший собеседник каждому ребёнку (другой воспитатель, няня, старшие дети). Промежуточное решение 1: на занятие к малышам приглашаются дети старшего возраста, которые способны после небольшой инструкции индивидуально проверить правильность выполнения задания у 2-4 малышей. Противоречие 2: старшие дети могут принять участие в занятии с малышами, чтобы помочь осуществить индивидуальное общение, и старшие дети не могут принять участие в занятии с малышами, потому что у них тоже есть свои занятия. Конкретное решение №1: разнесение времени занятий в режиме дня - с малышами можно заниматься и во второй половине дня, когда у старших, как правило, занятий нет. ИКР 2: участие старших детей в занятии младших решает образовательные задачи и того, и другого возраста. Ресурс 2: содержание детской деятельности в рамках темы. Конкретное решение №2: после занятия с малышами каждый старший ребёнок индивидуально рассказывает воспитателю о том, как его подопечный выполнил задание. Этим как минимум формируется навык связной монологической речи. Более конкретный вариант возможен, если специально разработать содержание такого интегрированного занятия. Допущение №2: ситуация происходит в старшей группе. Противоречие: то же. ИКР: дети сами создают себе возможность индивидуального общения. Ресурс: навыки общения со сверстниками в рамках заданной темы. Конкретное решение: занятие организуется по принципу взаимообучения. Например, ролевая игра, когда дети в парах поочерёдно выступают в роли ученика и учителя.   Задача №3. "О ребёнке, который прятался в шкафчик" (шутка) Проблема: каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. Как быть? Анализ ситуации: в данной ситуации можно рассматривать много задач. Мы не можем изменить традиции отношений в семье, поэтому выделим тот момент, который нас больше всего не устраивает. Ребёнок прячется в личный шкафчик и не хочет оттуда выходить. Однако когда папа уходит, он выходит из шкафчика после требования педагога, которое нужно повторить 2-3 раза. При этом ребёнок никак не объясняет своё поведение. Но его мимика и весь внешний вид показывает, что он получает удовольствие от оказываемого ему внимания. Ребёнок общительный, отношения с детьми в группе у него ровные, есть товарищи по играм. И вообще на протяжении всего дня он не создаёт напряжения в группе. Получаем задачу: как сделать так, чтобы ребёнок не прятался по утрам в шкафчик и этим не создавал проблемы воспитателю? Задача:
  • Что есть? - ребёнок 5 лет, который прячется в личный шкафчик по утрам.
  • Что не устраивает? - то, что воспитателю приходится отвлекаться на него от остальных детей.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок прекратил прятаться в шкафчик при раздевании.
Конфликт: неадекватное поведение ребенка конфликтует с требованиями дисциплины. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом. Допущение: такое поведения мальчика - каприз, объясняемый попустительской реакцией отца. Противоречие: ребёнок должен прятаться в шкафчик, потому что так хочет, и не должен этого делать, чтобы не создавать неудобства воспитателю. ИКР: в раздевалке создаётся ситуация, что ребёнок никак не может спрятаться в шкафчик. В шкафчик нельзя спрятаться, если его попросту нет. Ресурс: идеальный шкафчик (шкафчика нет, но его функции выполняются). Шкафчик - место для хранения одежды. Принципиально важные с этой целью его части - стенки и крючки для одежды на них. Конкретное решение: нужно организовать ребёнку место для раздевания, которое не будет изолироваться (закрываться) дверцей, чтобы некуда было спрятаться. Раздвигаем шкафчики (они традиционно объединены в блоки по 4-5 штук), на их внешние стенки крепим крючки, в простенке ставим стульчик, сидение которого будет выполнять функции полочки. Примечание: в работе с этой проблемой учащиеся изначально допустили ошибку, неверно определив элемент, к которому предъявляется претензия. Из педагогических соображений, им не было указано на это, для того, чтобы, получив решение, они сами поняли свою ошибку.   Задача №4. "О девочке, жующей пластилин" Проблема: в группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают. Объяснить эту тягу ребёнок не может. Как быть? Задача:
  • Что есть? - ребёнок 4 лет, который любит жевать пластилин.
  • Что не устраивает? - то, что эта привычки наносит вред состоянию здоровья (пластилин вреден по химическому составу), и что это привлекает внимание других детей.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок прекратил брать пластилин в рот.
Конфликт: вредная привычка ребенка конфликтует с требованиями санитарии и гигиены. Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом. Противоречие: нужно сделать так, чтобы девочка перестала брать пластилин в рот, чтобы не вредить её здоровью, и нельзя этого сделать обычным способом, потому что это отвлекает внимание и время взрослого, предназначенное другим детям. ИКР: девочка сама не хочет брать пластилин в рот. Ресурс: вкус, вызывающий очень неприятное ощущение. Конкретное решение: в кусочки пластилина, которые даются девочке на занятие, подмешивается порошок жгучего перца.   Задача №5. " О гиперактивном ребёнке" Проблема: мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. Анализ ситуации: умственно ребёнок развивается нормально, любит шумные игры, но долго находиться в состоянии покоя не может. По отношению к детям настроен положительно, имеет в группе друзей, не агрессивен. Гиперактивность имеет физиологические корни. Если взрослый настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения. Задача:
  • Что есть? - гиперактивный ребёнок.
  • Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
Конфликт: физиологические особенности ребёнка конфликтуют со способом организации учебной деятельности. Противоречие: если ограничить подвижность ребёнка в процессе обучения, чтобы он выполнял задание, то это вызовет негативную реакцию мальчика, а задание не будет выполнено. Если не ограничивать подвижности, то ребёнок будет работоспособен, но создаст много шума. Задача решается одним из типовых приёмов разрешения противоречий "Обратить вред с пользу": излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания. Конкретное решение: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения. * * * Все задачи, описанные в этом разделе, были предложены самими учащимися на основе наблюдений, сделанных на практике в детском саду. Решения работоспособные, хотя не все были приняты педагогами. Причина неприятия - необычность подхода, непривычность такого способа действия.  
Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи). - student2.ru     ФРАГМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭССЕ Барановская Татьяна ... Я знаю, что у воспитателя действительно есть очень много проблем. После того, как мы, разделившись на группы, составили свои перечни проблем, то создалось впечатление, что для воспитателя самая большая, ОГОРОМНАЯ проблема - работать воспитателем в детском саду. Поясню: в жизни, сталкиваясь с людьми, с какими-то ситуациями, я могу вывернуться, проигнорировать то, что не нравится: перестать общаться, на что-то закрыть глаза. В общем, это "скверность" моего характера. В работе воспитателем свой характер приходится постоянно "уламывать". Личные эмоции не должны, например, держать верх над педагогическим тактом. Это сложная многобокая система: нужно правильно общаться с рабочим коллективом, с начальством, с детьми, и, что самое "страшное", с их родителями. Поработав в детском саду, я поняла, что просто неправильно себя настроила. И вот теперь стараюсь думать, что работа воспитателя - это благородный труд… Может быть на творческость и одухотворённость в работе с детьми, на желание трудиться повлияла система оплаты труда? Даже у самого добросовестного воспитателя появляется апатия и неохота работать. Не думаю. Ежедневные проблемы, которые есть у всех, становятся огромными, у тех людей, которые не имеют интереса к своей работе, и пошли работать воспитателем "лишь бы куда податься". Они испытывают к этой работе чуть ли не ненависть. Сама необходимость приходить к детям для них уже проблема. И вовсе не педагогическая. На уроке педагогики я узнала такой замечательный способ решения задач, как анализ по алгоритму на основе АРИЗ. И недаром в него входит слово "изобретательских". Хотя с одной стороны он породил во мне чувство нескончаемости проблем, но я теперь знаю, что на каждую задачу можно найти решение. Может быть, если бы я одна была, и не разобралась бы ни в чём. Но работа в группе, соединение идей - и получилось немало очень интересных решений. Вообще я считаю, что решать проблемы вместе, несколькими головами - великое дело. Так как я хочу стать хорошим воспитателем, то способ решения проблем очень даже поможет. Потому что воспитатель без проблем - как солдат без винтовки. Даже у самого идеального воспитателя будут проблемы, так как вся наша жизнь состоит из проблем, проблемок и проблемочек. Неплохо бы просветить и родителей: познакомить их с некоторыми аспектами педагогического труда и дать им в руки этот алгоритм…   Подрез Надежда "Ой, тяжело, у нас такие проблемы!.." - раздаётся достаточно часто из уст воспитателей и учителей. При этом совсем не обязательно последует хоть какая-то попытка сформулировать, в чём конкретно заключается неудобство, которое так мешает. Главное - показать, что людям так тяжело живётся, за маленькую зарплату, например. Меня вообще всегда удивляло, как педагог, получающий недостаточное жалование (по его меркам), может обвинять в этом детей, которые "себя плохо ведут". Абсурд! Какая связь между отношением детей к воспитателю и ежемесячной суммой денег в его кошельке? Можно подумать, что если бы зарплата в 3-4 раза превышала потребности воспитателя, то его бы уважали, слушали, любили, выполняли все его задания… Конечно, можно было бы ещё устроить "разбор полётов" и сказать, кто конкретно что плохого делает и, как следствие, обвинить в этом детей. "Найти виноватого и наказать!" - любимое дело! А вот проблемы не уходят. Может с ними просто удобно жить? Постоянно жаловаться, чтоб тебя жалели, чтобы не трогали, чтобы понимали - у человека и без них проблем хватает… Я только хотела показать, что проблема, называемая педагогом, не всегда педагогическая. К сожалению, не многие способны объективно взглянуть на ситуацию, выявить конкретные причины её возникновения. Может быть обстоятельства, кажущиеся на первый взгляд негативными, на самом деле не являются проблемой?.. Если у педагога есть педагогическая проблема и он, заранее зная, что решать её не будет, говорит, что он не в состоянии что-либо изменить, то он признаётся в собственном профессиональном бессилии. Мои проблемы… Твои проблемы… Чья это проблема?.. Что значит "чья"? Общая. Или выражение "твоя проблема" фактически означает: "Отстань, мне нет до тебя дела?" Стойте! Если вы, педагоги, не поможете ребенку разобраться пусть в пустяковой на первый взгляд проблеме, то очень скоро проблемы появятся у вас. Безразличие к людям формируется только так. Пару раз скажите ребёнку, что вам нет до него дела, он станет отвечать тем же. Нельзя поставить ограду от мира, который не всегда благосклонен к вам. Самоедство и постоянные слёзы тоже излишни. Гораздо важнее и эффективнее - научить себя не жить с проблемой, а стремиться к её разрешению. Например, родители по утрам кричат на сына. Он, приходя в детский сад, подавлен, раздражителей, задирает других детей, раздражает воспитателя. Кто виноват? Папа, у которого плохо пошли дела на фирме? Мама, слишком опекающая своего сына? Сам ребенок, который капризничает? Кто? Спросим иначе: как сделать так, чтобы ребёнок шёл в детский сад с радостью? Чтобы мама не переживала за него? Чтобы папа на минуту забыл о своих проблемах и порадовался удачному рисунку сынишки? Отсюда начинается распутывание "клубка" проблем. Проблемы есть. И их решения тоже есть. Отличие только в том, что проблемы вас сами находят, а их решения приходится искать. Самое страшное - зная о проблемах, закрывать глаза на их существование. "Я знаю, другие не знают. Если я никому не скажу, то и проблемы не будет". Это как бомба замедленного действия. Хотя всегда есть надежда, что
  • Придёт волшебник и решит за тебя проблему.
  • Проблема станет ещё чьей-то, и этот кто-то её решит и для себя, и для вас.
  • (Злобно, но факт) У других появятся точно такие же проблемы, и им тоже будет не сладко.
  • Настанет день, обстоятельства изменятся, и проблема самоликвидируется.
Всё в твоих руках! В силах, в помыслах... И если вы думаете, что у вас нет проблем, то это уже проблема!   Суша Наталья Любая система в своём развитии обязательно решает ряд проблем, чтобы выйти на более высокий уровень. Педагогика, как процесс обучения и воспитания, также является системой, и соответственно тоже имеет свои проблемы. Конечно, может быть система, не имеющая проблем. Но она либо идеальна, либо через некоторое время теряет свою эффективность и перестаёт существовать. Чем больше вариативность и динамичность, тем система лучше работает, но в то же время возникает больше проблем. Чем оптимальнее будет решение, тем быстрее система выйдет на новый "виток". Педпроблема, как и любая другая, имеет множество решений, и задача педагога в этой ситуации выбрать наиболее подходящее. Но, прежде всего, проблему нужно увидеть, почувствовать. Вторым этапом является желание её устранить. И, наконец, сам процесс её решения. И здесь возникает новый вопрос: "Как её решать?" Можно использовать варианты предыдущих "витков", но дело в том, что эта возможность сильно уменьшается, соприкоснувшись с "деталями" данной ситуации (особенностями ребёнка, местом, временем и т.д.) Поэтому в большинстве случаев приходится искать новый метод. Как и в любой задаче, в педагогической тоже должен быть общий примерный алгоритм решения. И педагогу необходимо знать его и уметь применять. Это постоянная творческая работа. Поэтому большинство педагогов довольствуется приблизительным типовым (не всегда правильным) решением. Или вообще признанием нерешаемости или полным отрицанием возникшей проблемы. Отдельные вопросы смогли заинтересовать в решении проблемы. Естественно, что человек идёт по пути "наименьшего сопротивления" - зачем затрачивать деньги и время на самообразование, поиск ресурсов и т.д.? Педагог должен быть заинтересован в развитии системы "педагогика". И возникает новый вопрос: "Как сделать так, чтобы он (педагог) в этом заинтересовался?" Здесь много факторов, один из которых - личный мотив, зависящий в основном от общего уровня развития человека, который снова "упирается" в образование, или точнее в то, "как его научить хотеть учиться". А это снова педагогика. И решение этой проблемы, я думаю, нужно искать в этом круге Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи). - student2.ru   Гаврош Виктория ...Я считаю, что педагогические проблемы стоит решать с помощью алгоритма решения творческой задачи. Не потому, что в конце концов получается решение - у каждого человека, как только он поставит перед собой вопрос, в голове получается куча вариантов ответов на него. А потому, что проходя через все этапы анализа проблемы, замечаешь очень интересные вещи, которые почему-то не видал ранее. Глубже вникаешь в проблему, задумываешься на её природой… Во время решения педагогических проблем на занятиях труднее всего было придерживаться очерёдности этапов, не проскакивая и не обгоняя ни один. На каждом шаге появлялись идеи решения, но начинаешь их "примерять", а они не совсем приемлемы. Приходится сдерживать себя от желания перебирать варианты решений…   Ковалькова Зоя ...Мы выделяли достаточно много проблем, с которым сталкивается в своей деятельности воспитатель. Но это были, как правило, проблемы межличностного характера. Но я хочу выделить другую категорию проблем. Они с одной стороны являются педагогическими, а с другой общими, социальными, культурными… Я считаю их утопическими, потому что не вижу способов решить их. Это проблемы современного мировоззрения, восприятия людьми того, что "нормально". Как помочь ребёнку сохранить ту истинную культуру поведения, общения, искусства и т.д., когда посредством свободы слова и мысли (словоблудия?), самовыражения (самоутверждения?) ребёнка охватывает совершенно противоречивый каламбур? Конечно, во всём есть противоположная сторона, позволяющая взглянуть на всё совсем иначе. И хаотичное влияние телевидения, соседей, друзей, семьи может явиться лишь испытанием, в котором произойдёт переоценка ценностей. И в этом испытании человек выберет себе тот идеал, к которому будет стремиться всю жизнь…   Верещако Ольга ..."Проблема воспитателя" - зачастую именно это выражение мы и принимаем за синоним "педагогической проблемы". Я считаю, что педагогическая проблема - совсем противоположное явление. Разве проблема, что не хватает игрушек или родители забыли принести сменную одежду?.. Работая над своей курсовой, я поняла, что игрушки можно сделать вместе с детьми из чего угодно, с родителями всегда можно договориться, а вот ребёнка надо научить. Научить или сформировать навык - для нас это работа, регламентированная сводом обязанностей, а для ребёнка это проблема, и ещё какая!!! Она-то и является поистине педагогической. Но не странно ли это: педагогика направлена на ребёнка, трудности испытывает малыш, а мы говорим, что педагогическая проблема - удел воспитателя? Но ведь проблема у ребёнка может и не возникнуть, если вовремя увидеть назревающий конфликт и его устранить. Но это в идеале. Вот появилась у нас проблема - что-то нужно, но не получается. А мы опускаем руки и говорим: "Ах, бедные, мы, бедные! Как нам трудно!" На самом деле трудно остановиться, отстроиться от эмоций и разложить всё по полочкам: что конкретно нам нужно, что имеется на данный момент, и, наконец, какую задачу мы хотим решать, почему не получается то, что нужно. И далее - сформулировать противоречие. А по большому счёту, педагогическая проблема всегда возникает из-за конфликта между реальными возможностями ребёнка, данными ему природой, и нашими взрослыми желаниями увидеть малыша именно таким, каким нам хочется...   Рязанцева Августина ...На практике у меня часто случались конфликты и трудности, но я не знала, что их можно решать таким интересным способом. Алгоритм решения педагогических проблем нужен, но его хорошо применять, когда педагогическая проблема действительно трудна. Если разбирать алгоритм по пунктам, то есть действительно трудные места. Например, формулировка противоречия.. Что меня смущало, так это то, что очень часто это противоречие получается нелепым и смешным. Ну, хорошо, еле как напишешь, но следом идёт новый пункт ИКР (идеальный конечный результат). Здесь вообще получается набор слов. А самое главное, что из всех этих нелепостей получается великолепное и правильное решение. ...Если бы нам не давали алгоритма, то мы всё-равно решали бы проблемы. Я, например, с ними сталкиваюсь каждый день, и пока нахожу из них выход. Наверное, потому что они не трудные...   Нестерович Елена ...Абстрактный алгоритм решения, который мы пытались применить к конкретной проблемной ситуации, даёт понимание этой проблемы, осмысление причин её появления. Но этот путь показал и другое: как только поставленная нами задача решается, следом возникает новая проблема, формулируется новое противоречие, которое надо разрешать. Оказывается, это бесконечный процесс. С одной стороны такой факт огорчает, потому что достигаются только промежуточные результаты. А с другой стороны, это создаёт условия для бесконечного поиска, для развития новых предположений, гипотез… ...Очень трудно было убрать шаблоны, стереотипы в сознании в процессе работы с задачами.   Василевская Елена ...На летней практике я столкнулась с проблемами педагогического характера. Но вот что с ними делать, стало понятно только после того, как мы познакомились с алгоритмом решения педагогических проблем. Самое сложное - выделить задачу из проблемной ситуации. А в ходе решения иногда становится ясно, каких знаний тебе не хватает. Но мне кажется, что если этот алгоритм предложить воспитателям в детском саду, то немногие его примут. Этот вывод я сделала по ситуации в нашей группе. У нас есть мальчик, который гораздо более развит, чем остальные дети, и на занятиях ему неинтересно. Казалось бы, ну какая тут проблема? Надо заинтересовать ребёнка, подготовить ему более сложные задания, чтобы ему было чем заняться. А воспитатели твердят, что он непослушный, что он всем мешает, ничего не знает, не хочет заниматься… Это показывает, что воспитатели этой группы не хотят решать проблем, они не видят их. Им удобен средний ребёнок, которого можно учить как всех. И отношение этого мальчика к деятельности всех детей в группе я считаю проблемой...   Семенько Людмила ...Алгоритм решения проблем помогает увидеть, вычленить конкретную задачу из общей проблемы, которую более важно решить в конкретной ситуации. Важно продумать, из-за чего проблема возникла. Что вы хотите, чтобы получилось в результате решения? И как это сделать при минимальных затратах. Но при решении не менее важно оставаться в рамках обозначенной задачи, не переключаться на сопутствующие мелочи…   Ломако Татьяна ...Человек в процессе своей жизни сталкивается с проблемами, без этого никак. Некоторые люди пытаются справиться с проблемой, они ищут решение, анализируют, и не могут успокоиться, пока проблема не уйдёт. Другая разновидность людей накапливает проблему за проблемой, от этого чувствует себя плохо, страдает, но ничего, почему-то, не делают для того, чтобы проблемы решать. Это, конечно, зависит от характера человека, его темперамента и вообще взглядов на жизнь, Но может быть эти люди не считают проблемы проблемами? Тогда почему они страдают и чувствуют себя плохо? Если, например, у меня есть желание решать проблему (любую), я ищу, что меня не устаивает в окружающей жизни (дома, на работе). Если я прихожу на работу (я люблю свою работу очень сильно, люблю своих детей) и у меня есть желание работать (а работа включает в себя и решение проблем, возникающих в процессе), я присматриваюсь - всё ли меня устраивает? То есть, я сама ищу проблему. А если человек ищет, то в большинстве случае находит. В детском саду достаточно проблем, только не все воспитатели хотят их замечать. По-моему, педагогическая проблема существует уже потому, что не всегда субъективные потребности педагога совпадают с объективной реальностью, И они буду существовать, пока будут дети и будет потребность в их воспитании. А для воспитателей, которые безразлично относятся к своей работе, педагогические проблемы тоже существуют. Только они не хотят их решать. Гораздо удобнее сказать, что это не решается. А зря. На уроках по решению педпроблем я убедилась, что из любой ситуации всегда можно найти достойный выход... Формулировка противоречия, порождённого выявленным конфликтом (построение абстрактной модели конкретной задачи). - student2.ru

Наши рекомендации