Ственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения

(гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справед-

Ливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за

Себя). Благодаря им корректируются и организуются поведение и де-

Ятельность личности.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу. Для формиро-

Вания взглядов, понятий, установок используются методы убеж-

Дения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомер-

Ность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 273

отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов;

Стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жиз-

ни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в ≪дру-

гом≫, в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему

Следует стремиться, —не значит хотеть это делать, действительно к это-

му стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в про-

Цессе усвоения, а в результате переживания или проживания.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимули-

Рование —действия, в основе которых лежит формирование у уча-

Щихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике

Распространены такие компоненты метода стимулирования, как по-

Ощрение и наказание.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нрав-

Ственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от

Норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзыв-

Чивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды

Только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональ-

Ном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно прино-

Сит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные

образования у ребенка не возникают, правильного воспитания лично-

Сти не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот спо-

Соб удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности,

Который соответствует ее жизненным ценностям.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка,

Является внушение, которое может осуществляться как вербальными,

Так и невербальными средствами. Внушать —это значит воздейство-

Вать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование это-

Го метода способствует переживанию детьми своих поступков и свя-

Занных с ними эмоциональных состояний.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устрем-

Ления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости,

Принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важ-

Но не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их ре-

Ализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие

Решений —это не только выбор альтернатив на рациональной осно-

Ве, но и волевое разрешение противоречий, способность осуществлять

Деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устой-

Чивость по отношению к трудностям.

10-2203

Основы специальной педагогики и психологии

Методы воздействия на волевую сферу предполагают:

•развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

•развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до-

стижения намеченной цели;

•формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада-

ние); совершенствование навыков самостоятельного поведения

И т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы

могут оказать методы требования и упражнения.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную

Правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность,

Умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, са-

Моконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соот-

Ветствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении

Внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как си-

Стема внутреннего обеспечения направленности действия при нали-

Чии множества внешних условий, возможностей, задач.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на фор-

Мирование у детей навыков психических и физических саморегуля-

Ции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей

Наши рекомендации