Дения их развития и психолого-педагогические

основы их образования. Практическую потребность в изучении этих

детей, в определении их образовательных потребностей и в разработке

Системы их реабилитации определяет достаточно большое количество

Детей со сложными нарушениями развития.

Важно подчеркнуть роль ранней диагностики и своевременного на-

Чала специального обучения и развития. В связи с этим можно обра-

Титься к опыту обучения и воспитания слепоглухих детей, накоплен-

Ному в нашей стране.

Основы специальной педагогики и психологии

Необходимо показать также значение нейрофизиологических ме-

Тодов объективного исследования, медико-генетического исследова-

Ния и др.

Особого рассмотрения требует вопрос о существенном отставании

В развитии ребенка, связанном с упущенными возможностями ранней

Компенсации дефекта, а также об уменьшении доступных каналов

Компенсации дефекта, резком сужении возможного диапазона средств

Компенсации.

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения, таким

Образом, является дальнейшее освоение реабилитационного потенци-

Ала детей со сложной структурой дефекта.

Литература

Басилова Т. А. Условия формирования первоначальных жестов

У слепоглухонемого ребенка // Дефектология, 1987. —№ 1.

2. Бертынъ Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты //

Дефектология, 1985. —№ 5.

Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые осо-

Бенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефек-

Тология, 1989. - № 3 .

Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой ка-

Тегории аномальных детей // Дефектология, 1992. —№ 4.

Гончарова Е. Л. Формирование базовых компонентов читатель-

Ской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слу-

Ха // Дефектология, 1995. —№ 4.

Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным

Дефектом: Сб. научных, трудов / Под ред. М. С. Певзнер и Т. В. Ро-

Зановой. - М., 1980.

Мареева Р. А. Проект программы обучения и воспитания слепо-

Глухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, I,

II классов. - М., 1992.

Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множествен-

Ными дефектами //Дефектология, 1973. —№ 3.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. —М., 1974.

Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.

Певзнер М. С, Бертынъ Г. П., Мареева Р. А. Комплексное изуче-

Ние детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология,

1979. - № 4.

Глава 10. Комплексные нарушения 253

Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефекто-

Логия, 1989. - № 2.

Соловьева И. Л. Оздоровительная школа-интернат для неслыша-

щих детей со сложной структурой дефекта: модель нового мира //

Инновация в российском образовании. Специальное (коррекци-

онное) образование. —М., 1999.

Глава 11

Девиантное поведение детей

И подростков. Его причины

И пути коррекции

Краткое содержание темы. Девиантное поведение и его причины. Про-

Явления девиантного поведения. Аддиктивное поведение подростков.

Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению. Специ-

Фика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте.

Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростко-

Вом возрасте. Основные принципы работы и методы воспитания деви-

Антного ребенка.

Девиантное поведение, его причины

И проявления

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за-

висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж-

Дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится

Свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави-

Ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой

Ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не-

Устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.

Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде-

Ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис-

Кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив-

Ные тенденции общественного развития.

В педагогической литературе под девиантным поведением понима-

Ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде,

Ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм

И ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци-

Альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само-

Наши рекомендации