Дения их развития и психолого-педагогические
основы их образования. Практическую потребность в изучении этих
детей, в определении их образовательных потребностей и в разработке
Системы их реабилитации определяет достаточно большое количество
Детей со сложными нарушениями развития.
Важно подчеркнуть роль ранней диагностики и своевременного на-
Чала специального обучения и развития. В связи с этим можно обра-
Титься к опыту обучения и воспитания слепоглухих детей, накоплен-
Ному в нашей стране.
Основы специальной педагогики и психологии
Необходимо показать также значение нейрофизиологических ме-
Тодов объективного исследования, медико-генетического исследова-
Ния и др.
Особого рассмотрения требует вопрос о существенном отставании
В развитии ребенка, связанном с упущенными возможностями ранней
Компенсации дефекта, а также об уменьшении доступных каналов
Компенсации дефекта, резком сужении возможного диапазона средств
Компенсации.
Важной задачей психолого-педагогического сопровождения, таким
Образом, является дальнейшее освоение реабилитационного потенци-
Ала детей со сложной структурой дефекта.
Литература
Басилова Т. А. Условия формирования первоначальных жестов
У слепоглухонемого ребенка // Дефектология, 1987. —№ 1.
2. Бертынъ Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты //
Дефектология, 1985. —№ 5.
Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые осо-
Бенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефек-
Тология, 1989. - № 3 .
Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой ка-
Тегории аномальных детей // Дефектология, 1992. —№ 4.
Гончарова Е. Л. Формирование базовых компонентов читатель-
Ской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слу-
Ха // Дефектология, 1995. —№ 4.
Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным
Дефектом: Сб. научных, трудов / Под ред. М. С. Певзнер и Т. В. Ро-
Зановой. - М., 1980.
Мареева Р. А. Проект программы обучения и воспитания слепо-
Глухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, I,
II классов. - М., 1992.
Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множествен-
Ными дефектами //Дефектология, 1973. —№ 3.
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. —М., 1974.
Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.
Певзнер М. С, Бертынъ Г. П., Мареева Р. А. Комплексное изуче-
Ние детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология,
1979. - № 4.
Глава 10. Комплексные нарушения 253
Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефекто-
Логия, 1989. - № 2.
Соловьева И. Л. Оздоровительная школа-интернат для неслыша-
щих детей со сложной структурой дефекта: модель нового мира //
Инновация в российском образовании. Специальное (коррекци-
онное) образование. —М., 1999.
Глава 11
Девиантное поведение детей
И подростков. Его причины
И пути коррекции
Краткое содержание темы. Девиантное поведение и его причины. Про-
Явления девиантного поведения. Аддиктивное поведение подростков.
Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению. Специ-
Фика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте.
Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростко-
Вом возрасте. Основные принципы работы и методы воспитания деви-
Антного ребенка.
Девиантное поведение, его причины
И проявления
Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за-
висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж-
Дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится
Свойственным огромному количеству молодых людей.
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави-
Ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой
Ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не-
Устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.
Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде-
Ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис-
Кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив-
Ные тенденции общественного развития.
В педагогической литературе под девиантным поведением понима-
Ется отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде,
Ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм
И ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства соци-
Альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и само-