Напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается

У этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним

Раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосно-

Вениям и т. д.).

Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у де-

Тей со спастической (поражение нижних и верхних конечностей, с от-

четливым преобладанием поражения ног), а также при атонически-

Астатической форме, когда у ребенка в первую очередь наблюдаются

Непроизвольные движения —гиперкинезы, часто наблюдается астено-

Гипердинамический синдром с. проявлением двигательного беспокой-

Ства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Специфические нарушения деятельности, движений и общения при

Детском церебральном параличе могут способствовать своеобразно-

Му формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропор-

циональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что

Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием

уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.

Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности сужде-

Ний, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах

Жизни.

Таким образом, психоэмоциональные расстройства и особенности

Личности при детском церебральном параличе, формирующиеся в ре-

Зультате действия комплекса факторов, и в том числе вследствие

Основы специальной педагогики и психологии

Имеющихся разнообразных двигательных нарушений, играют важ-

Ную роль в расстройстве познавательной деятельности больных детей.

Особый интерес представляет характер активности ребенка, нали-

Чие у него мотиваций к действию, к общению с окружающими, к ис-

Пользованию имеющихся у него хотя бы минимальных возможностей

Движения, элементов предречевого и речевого развития при условии

Адекватности и силы его эмоциональных реакций.

Нарушение развития познавательной деятельности, как и всякой

Деятельности у детей с церебральными параличами, может быть свя-

Занно с быстрой истощаемостью, наклонностью к тормозным реакци-

Ям, замедленностью переключения умственных процессов, слабостью

Концентрации внимания, памяти.

А. И. Аксенова отмечает, что аномалии развития психики при дет-

Ском церебральном параличе характеризуются рядом специфических

Особенностей.

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окру-

жающем мире. Это обусловлено несколькими причинами:

Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст-

Никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвижен-

ностью или трудностями передвижения;

Затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-

Практической деятельности, связанное с проявлением двигатель-

ных расстройств;

Нарушение сенсорных функций.

При детском церебральном параличе отмечается нарушение коор-

Динированной деятельности различных анализаторных систем. Пато-

Логия зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно ска-

Зывается на восприятии в целом, ограничивает интеллектуальную

Деятельность детей с церебральными параличами. Ощупывание, ма-

Нипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при детском

Церебральном параличе существенно нарушены.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окру-

Жающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют

Представление лишь о том, что было в их практике.

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недо-

Статочности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, за-

Держка развития других и сохранение третьих. Мозаичный характер

Развития психики связан с ранним органическим поражением мозга

На ранних этапах его развития, причем преимущественно сдают паи-

Глава 9, Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 229

более ≪молодые≫ функциональные системы мозга, обеспечивающие

Сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятель-

Ности и формирование других высоких корковых функций. Несфор-

Мированность высших корковых функций является важным звеном

Нарушений познавательной деятельности при детском церебральном

Параличе. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции,

Т. е. характерна парциалыюсть их нарушений. У некоторых детей раз-

Наши рекомендации