Витие фино- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур

Развивающихся уже в постнатальном онтогенезе. У ребенка с цере-

Бральным параличом прежде всего в той или иной степени выключена из

Деятельности важнейшая функциональная система —двигательная. Вы-

Раженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной не-

Достаточностью, может быть одной из причин недоразвития познаватель-

Ной деятельности и интеллекта у детей с церебральными параличами.

я --г 2"?

Основы специальной педагогики и психологии

Большое значение в развитии восприятия и интеллекта ребенка

Придается деятельности. У ребенка с церебральным параличом в силу

Двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия

Может быть нарушено на самых ранних этапах его становления. Так,

Нарушение моторного аппарата глаза, а также недоразвитие стато-ки-

Нетических рефлексов способствуют ограничению поля зрения у та-

Ких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия у детей

С церебральными параличами может зависеть от отсутствия у них

Предметных действий. Известно, что эти действия у ребенка развива-

Ются по мере совершенствования его общей моторики. По мере ста-

Новления предметной деятельности происходит развитие активного

Осязания, т. е. формируются зрительно-кинестетические условные

Связи. Двигательная недостаточность препятствует не только разви-

Тию кинестетического и зрительного восприятия, но еще в большей

Степени мешает формированию интерсенсорных условных связей,

Особенно зрительно-моторных.

Патология двигательной функциональной системы у детей с цере-

Бральным параличом является одним из важных факторов, замедля-

Ющих и искажающих психическое развитие. Кроме того, патологическое

Состояние зрительного и слухового восприятия в результате пораже-

Ния рецепторных систем также может приводить к недоразвитию по-

Знавательной деятельности, речи и интеллекта этих детей.

Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова считают, что большую роль в не-

Доразвитии познавательной деятельности и интеллекта у детей с це-

Ребральным параличом могут играть речевые нарушения с недораз-

Витием коммуникативной, обобщающей и регулирующей функций

Речи. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практиче-

С'кую деятельность, что обуславливает недостаточное развитие пред-

Метного восприятия.

Отклонения в познавательной деятельности у детей с церебраль-

Ным параличом в значительной степени обусловлены недостаточно-

Стью их практической деятельности и социального опыта, коммуни-

Кативных связей с окружающими и невозможностью полноценной

Игровой деятельности.

По мнению Е. П. Мешениной, для детей с церебральным параличом

Характерны разнообразные психоэмоциональные расстройства, кото-

Рые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости,

Повышенной .чувствительности к обычным раздражителям окружа-

Ющей среды, склонности к колебаниям настроения.

Е. М. Мастюкова считает, что повышенная эмоциональная лабиль-

Ность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 227

Эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, припод-

Нятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением крити-

Ки. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно

Характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость

Может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной рас-

Торможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными про-

Явлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти

Проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обста-

Новке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадап-

Тации.

Нарушения в психоэмоциональной сфере у детей с церебральным

Параличом проявляются в виде синдрома раздражительной слабости.

Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны,

Это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость,

С другой —чрезвычайная раздражительность, плаксивость, каприз-

Ность.

Дети с церебральным параличом психически истощаемы, недоста-

Точно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному

Наши рекомендации