Страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные

движения, например изолированные движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений. Для многих форм детского

Церебрального паралича характерны насильственные движения, кото-

Рые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы —непроизвольные насильственные движения, обус-

Ловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз

И незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усили-

Ваться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор —дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при

целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целе-

направленного движения тремор усиливается, например, при прибли-

Жении пальцев к носу при закрытых глазах.

Нарушение равновесия и координации движений (атаксия). На-

Блюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении,

Стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или

Стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок

Не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место.

Нарушена координация тонких, дифференцированных движений.

В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной дея-

Тельности и при письме.

Нарушение ощущений движений (кинестезии). Развитие двига-

Тельных функций тесно связано с ощущениями движений. При всех

Формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная ре-

Гуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех ус-

Ловно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство

Основы специальной педагогики и психологии

Положения собственного тела, позы в пространстве. Нарушение ощу-

Щений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, спо-

Собствует развитию однообразия в совершении отдельных движений,

Задерживает формирование тонких координированных движений.

Синкинезии —это непроизвольные содружественные движения,

сопровождающие выполнение активных движений (например, при

попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки;

Ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении

Всей руки пальцы разгибаются).

Наличие патологических рефлексов при церебральном параличе

Обусловлено тем, что поражения незрелого мозга изменяют последо-

Вательность этапов его созревания. При нормальном развитии тони-

Ческие рефлексы проявляются нередко в первые месяцы жизни. По-

Степенное их угасание создает благоприятную основу для появления

Более высокой ступени в безусловно-рефлекторной деятельности ре-

Бенка. У детей с церебральным параличом проявление этих рефлек-

Сов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц, в по-

Следующие годы оставаться стойкими. Развитие моторики при детском

Церебральном параличе чаще всего останавливается на той стадии, где

Тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Ребенку может

Быть 2 года, 5, 10 лет, а его двигательное развитие будет находиться на

Уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с детским церебральным парали-

Чом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой сте-

Пени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной дея-

Тельностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят

самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.

Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полно-

Стью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятель-

Ность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологиче-

Ские позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно

Ловки, замедленные. Снижена мышечная сила.

Таким образом, анализ литературных данных о факторах возникно-

Вения детского церебрального паралича показывает, что их достаточ-

но много. Среди них можно выделить такие, как:

•инфекционные заболевания матери во время беременности (крас-

нуха, опоясывающий лишай);

•несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;

•токсикоз беременных или диабет;

•наследственность.

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 215

В качестве основных причин развития детского церебрального па-

Ралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно

Наши рекомендации