Глава 8. Логопедия и логопсихология ' 205

Упражнения ≪Часики≫, ≪Змейка≫

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Упражнения ≪Лопаточка≫, ≪Качели≫

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Ну, пора за дело.

Упражнение ≪Заборчик≫

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Гвозди, молоток и клещи — Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит ≪Тук-тук!≫,

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка посту-

чать в зубы, многократно повторяя ≪т-т-т≫.)

Упражнение ≪Маляр≫

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Упражнения ≪Лошадка≫, ≪Гармошка≫, ≪Футбол≫

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача — Загонять в ворота мячик.

Основы специальной педагогики и психологии

Упражнения ≪Горка≫, ≪Лопаточка≫

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

Для звуков ≪3≫, ≪3'≫, ≪Ц≫, ≪Ж≫, ≪Ш≫, ≪Ч≫, ≪Щ≫, ≪Л≫, ≪Л'≫ пред-

лагается следующий вариант ≪Сказки о Веселом Язычке≫

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за

Домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик —рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот за-

Крыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми-

Ка (высунуть язык).

Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык

≪лопаткой≫ на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык ≪стрелочкой≫), спря-

Тался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь

(языком стучим в зубы, произносим ≪д-д-д-д≫).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком.

Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот

Открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губ-

Ки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: ≪тик-так≫ (рот открыт, губы

в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

Котенок свернулся клубочком.

≪Пора и мне спать≫, —подумал Язычок.

Вопросы для обсуждения

Предмет, задачи и методы логопедии.

Основные этапы развития речи детей.

Понятие, виды и причины речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

Глава 8. Логопедия и логопсихология 207

Предмет, задачи и методы логопсихологии.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.

Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, име-

Ющими речевые нарушения.

Использование элементов психотерапии в работе логопеда.

Преемственность в работе логопеда и семьи.

Основные виды артикуляционных упражнений, их назначение

И способы выполнения.

Литература

Беккер К. П., СовакМ. Логопедия. —М., 1981.

Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. И. и др. Сравнительное

Психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим

Недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и прак-

Тика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нару-

Шениями. —М., 1991.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. —М., 1998.

4. Богуш.А. М. Речевая подготовка детей к школе. —Киев., 1984.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. —М., 1997.

Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нару-

Шений психического здоровья в детском возрасте и ее значение

Для профилактики // Психогигиена детей и подростков. —М.,

1985.

Логопедия: Учебное пособие / Под ред. М. С. Волковой, С. Н. Ша-

Ховской. —М., 1998.

Львов М. Р. Тенденция развития речи учащихся. —М., 1987.

Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие

Для родителей и педагогов. —Ярославль, 1995.

Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.,2002.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С.Ляпи-

Девского. —М., 1969.

Селиверстов В. И. Заикание у детей. —М., 1994.

Халилова Л. Б., Шаховская С. Н. Речевые и сенсорные системы.

Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред.

В. И. Селиверстова. —М., 1995.

Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся обще-

образовательных школ. —М., 1997.

Глава 9

Дети с нарушениями

Опорно-двигательного аппарата

Краткое содержание темы. Этиология и патогенез детского церебраль-

Наши рекомендации