Глава 8. Логопедия и логопсихология ' 205
Упражнения ≪Часики≫, ≪Змейка≫
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
Упражнения ≪Лопаточка≫, ≪Качели≫
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Ну, пора за дело.
Упражнение ≪Заборчик≫
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
Гвозди, молоток и клещи — Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит ≪Тук-тук!≫,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка посту-
чать в зубы, многократно повторяя ≪т-т-т≫.)
Упражнение ≪Маляр≫
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
Язычок наш кончил дело,
Отдыхать он может смело.
Упражнения ≪Лошадка≫, ≪Гармошка≫, ≪Футбол≫
Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача — Загонять в ворота мячик.
Основы специальной педагогики и психологии
Упражнения ≪Горка≫, ≪Лопаточка≫
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
Для звуков ≪3≫, ≪3'≫, ≪Ц≫, ≪Ж≫, ≪Ш≫, ≪Ч≫, ≪Щ≫, ≪Л≫, ≪Л'≫ пред-
лагается следующий вариант ≪Сказки о Веселом Язычке≫
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за
Домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик —рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот за-
Крыт, открыт).
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми-
Ка (высунуть язык).
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык
≪лопаткой≫ на нижней губе).
Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык ≪стрелочкой≫), спря-
Тался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь
(языком стучим в зубы, произносим ≪д-д-д-д≫).
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком.
Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот
Открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губ-
Ки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: ≪тик-так≫ (рот открыт, губы
в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).
Котенок свернулся клубочком.
≪Пора и мне спать≫, —подумал Язычок.
Вопросы для обсуждения
Предмет, задачи и методы логопедии.
Основные этапы развития речи детей.
Понятие, виды и причины речевых нарушений.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Глава 8. Логопедия и логопсихология 207
Предмет, задачи и методы логопсихологии.
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.
Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, име-
Ющими речевые нарушения.
Использование элементов психотерапии в работе логопеда.
Преемственность в работе логопеда и семьи.
Основные виды артикуляционных упражнений, их назначение
И способы выполнения.
Литература
Беккер К. П., СовакМ. Логопедия. —М., 1981.
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. И. и др. Сравнительное
Психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим
Недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и прак-
Тика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нару-
Шениями. —М., 1991.
Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. —М., 1998.
4. Богуш.А. М. Речевая подготовка детей к школе. —Киев., 1984.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. —М., 1997.
Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нару-
Шений психического здоровья в детском возрасте и ее значение
Для профилактики // Психогигиена детей и подростков. —М.,
1985.
Логопедия: Учебное пособие / Под ред. М. С. Волковой, С. Н. Ша-
Ховской. —М., 1998.
Львов М. Р. Тенденция развития речи учащихся. —М., 1987.
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие
Для родителей и педагогов. —Ярославль, 1995.
Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.,2002.
Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С.Ляпи-
Девского. —М., 1969.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. —М., 1994.
Халилова Л. Б., Шаховская С. Н. Речевые и сенсорные системы.
Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред.
В. И. Селиверстова. —М., 1995.
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся обще-
образовательных школ. —М., 1997.
Глава 9
Дети с нарушениями
Опорно-двигательного аппарата
Краткое содержание темы. Этиология и патогенез детского церебраль-