Ние к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показате-
Лем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сво-
Дятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению
Условий (включая внешнюю среду и социальные условия), положи-
Тельно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабаты-
ваются рекомендации и нормативы по психофизиологическим услови-
Ям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического
Развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая
Пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.
Предпосылки для нормального развития подрастающего поколения
Создаются мерами по охране здоровья населения в целом.
Одним из важных направлений развития логопедической помощи
Населению является предупреждение речевых нарушений и послед-
Ствий речевой патологии.
Основы специальной педагогики и психологии
Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие за-
дачи:
Предупреждение речевых нарушений —первичная профилак-
тика;
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические
Формы, а также предупреждение последствий речевой патоло-
гии —вторичная профилактика;
Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патоло-
Гией, —третичная профилактика.
Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить ши-
Рокую программу профилактических мероприятий среди детей с фак-
Тором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушени-
Ями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики
Речевых нарушений.
В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие вра-
Чи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем
Осуществляют профилактический осмотр начиная с периода ново-
Рожденностп и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздо-
Ровительных мероприятий.
На 1-м году жизни, помимо профилактических осмотров педиатра,
Ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопе-
Дом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет —стоматологом, в 3-5 лет — теми же специалистами и логопедом.
Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую
Патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей
В самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздорови-
Тельной и коррекщгонной работе. Практика указывает на желатель-
Ность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педаго-
Гическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи
И начать работу по их профилактике.
Систематический контроль психофизического развития ребенка,
Проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопе-
Ду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска рече-
Вых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Лого-
Педическая профилактическая работа с такими детьми проводится
В логопедических кабинетах при поликлиниках.
В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профи-
Лактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявле-
Ния отклонений в речевом развитии.
Глава 8. Логопедия и логопсихология 2(И
Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обу-
чения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школь-
ных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит
Фундаментом для реализации профилактической помощи населению.
Артикуляционная В процессе предварительного логопедического
Гимнастика обследования у детей часто обнаруживаются
Нарушения в строении органов артикуляцион-
Ного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию
Фонематического восприятия логопедом проводится артикуляцион-
Ная гимнастика (подготовительные упражнения). Целью артикуля-
Ционной гимнастики является выработка правильных, полноценных
Движений артикуляционных органов, необходимых для правильного
Произношения звуков, и объединение простых движений в сложные
Артикуляционные уклады различных звуков.
Система артикуляционной гимнастики делится на два вида упраж-
Нений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое
Название, которое вызывает у ребенка интерес, а также экономит вре-
Мя, так как не требует постоянного объяснения.