Пывания, прикосновения и др.) формах.

Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:

•сидите справа от него. Правая сторона —это будущее. Когда вы

Находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном на-

правлении —к результатам, которых вы оба ждете;

•занимайте позицию Левелинга —на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он —на полу и вы —на полу);

•следите за своим голосом и организацией речи (логические пау-

зы и ударения, высота, тембр, звучание);

•принимайте ребенка таким, какой он есть;

•будьте с ним ≪здесь и сейчас≫ (думая о своем, вы теряете контакт

с ребенком, а он —интерес к тому, что он делает);

Глава 8. Логопедия и логопсихология 1JQ

•оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздра-

Жаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелатель-

ны, открыты ему и искренни;

•никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на

Голову —это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже

Стрессовое состояние.

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скор-

Ректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые,

Как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверст-

Никами; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкну-

ты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

В число средств, с помощью которых специалист добивается успе-

ха, входят следующие:

•упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать ми-

Микой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выраже-

Нию лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие

Предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства,

обеспечить необходимую разрядку;

•музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого;

Способствующая развитию умения слушать и слышать, фанта-

Зии, воображения.

Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармо-

Низация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных

Возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив,

Нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своп возмож-

Ности, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооцен-

Ки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это пре-

Дотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и ра-

Боту своего товарища. Если самооценка окажется завышенной,

А оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо

Осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выво-

Дов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать

Уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в даль-

нейшем стресс при неудачном выполнении задания.

Способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения

трансактного анализа) выбирают по ситуации.

Основы специальной педагогики и психологии

Контрольные вопросы

Что является предметом исследования логопедии?

Каковы основные задачи логопедии?

Перечислите методы исследования и воздействия в логопедии.

Охарактеризуйте основные виды речи.

Какие группы нарушений речи выделил М. Е. Хватцев?

Дайте характеристику основных этапов развития речи детей по

А. А. Леонтьеву.

Какие нарушения речи входят в состав клинико-педагогической

Классификации?

Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных

В психолого-педагогической классификации.

Предмет, задачи и методы логопсихологии.

Какова роль психолого-педагогического изучения детей с нару-

Шениями речи в ПМПК?

Основные пути психокоррекционной и профилактической рабо-

Ты с детьми, имеющими речевые нарушения.

Какие элементы психотерапии может использовать в своей рабо-

Те логопед?

Материалы для семинарского занятия

Основные Логопсихология, логопедия, логопат, речь уст-

ПОНЯТИЯ ная, письменная, внешняя, внутренняя; цен-

Тральная и периферическая часть речевого ап-

Парата, дыхательный, речевой, артикуляционный отдел, органические

Нарушения речи, функциональные и структурно-семантические нару-

шения речи, нарушения фонационного оформления речи, алалия,

Афазия, дислексия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия,

Заикание, дисфония, дисграфия, дислексия; нарушения средств обще-

Ния, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразви-

Наши рекомендации