Робном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия

Ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены

Операции отбора и программирования на всех этапах порождения и при-

Ема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформи-

Рованной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств

(фонематических, грамматических, лексических) не формируется,

Страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения.

Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление

Речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звуково-

го и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии

В зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы

И какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

Афазия —полная или частичная утрата речи, обусловленная ло-

Кальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата

Речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, ней-

Роинфекцин или опухолей мозга после того, как речь уже была сфор-

Мирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3-х лет, то

Исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же наруше-

Ние произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В от-

Личие от афазии взрослых есть детская, или ранняя, афазия.

III. Нарушения письменной речи. Эти нарушения подразделяются

На две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару-

Шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нару-

Шении рецептивной письменной деятельности —расстройства чтения.

Дислексия —частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затрудне-

Ниях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непра-

Вильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме

И искажении понимания прочитанного.

Дисграфия —частичное специфическое нарушение процесса пись-

Ма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа

Буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогово-

Го состава слова и структуры предложений. В случае несформирован-

Ности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алек-

Сии и аграфии.

Глава 8. Логопедия и логопсихология

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями

В овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного

Осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти за-

Труднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением

Оптических форм), несформированностью операций звукового анали-

За, нестойкостью произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утра-

Ты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дис-

Графий (аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых наруше-

Ний, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее

Порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письмен-

Ной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадила-

Лия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия,

Афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисгра-

Фия (аграфия). В приведенную классификацию включены лишь те

Формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической ли-

Тературе и применительно к которым разработаны методики. Внутри

Каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.

В связи с этим следует указать, что в ряде случаев виды нарушений,

относящиеся к одной форме, представляют собой не вариант, а отдель-

ное нарушение. Например, в дислексию включены, с одной стороны,

Артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно

Звуковой реализации речи, относящиеся к уровню речевой нормы,

А с другой —фонематические нарушения, обусловленные несформи-

Рованностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящи-

еся к уровню структурного (языкового) оформления высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно

Заметной в современный период развития науки в связи с возросши-

Ми знаниями о речевых (психологических и физиологических) меха-

Наши рекомендации