Мпапопсия), предназначены специальные оптические системы, изме-

Няющие в необходимых пределах иоле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной осве-

Щенности, используются светотехнические средства в виде светоза-

Щитных корригирующих линз из цветного стекла пли бесцветного

Стекла с покрытием. Для незрячих разработаны различные по слож-

ности технические устройства и приспособления. Выпускаются ≪го-

ворящие≫ книги, представляющие собой тиражированные на грам-

Пластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные

Устройства для их прослушивания.

Составной частью деятельности школ является организация лечеб-

Но-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной

Работы, которая осуществляется врачами-специалистами (окулистом,

Педиатром, психоневрологом) и средним медицинским персоналом.

Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при

Наличии показаний оказывается поликлиникой, в районе деятельно-

Сти которой находится школа.

При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости

От показаний ведется консультирование учащихся в специализиро-

Ванных клинических центрах. Для получения консультативной помо-

Щи и методического руководства школа закрепляется за соответству-

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 163

ющим специализированным учреждением, оказывающим офтальмо-

Логическую помощь.

Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом меди-

Цинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глаз-

Ных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рационального

И качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработан-

Ных ЦИЭТИНом.

В специальной профориентационной карточке ведется систематиче-

Ская регистрация данных медицинского и психолого-педагогического

Изучения школьников. Значительное число лиц с нарушенным зрением

Трудится на промышленных предприятиях. Для освоения таких про-

Фессий уже в школе у учащихся развивают технические способности,

Конструктивное творческое воображение. В этих целях школьники изу-

Чают черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевают

Рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факульта-

Тивных занятиях. Среди незрячих много рационализаторов и изобрета-

Телей. Достойное место занимают они и в мире науки, искусства, лите-

Ратуры. В их числе замечательные композиторы и музыканты. Многие

получают музыкальное образование и работают по избранной специ-

Альности. Распространена профессия настройщика музыкальных ин-

Струментов. Нарушение зрительной функции не препятствует препо-

Давательской деятельности в высших и средних специальных учебных

Заведениях, общественной деятельности, работе по организации произ-

Водства. Популярна среди незрячих профессия массажиста.

В сельской местности живет и работает значительное число лиц

С нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, работают ле-

соустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Около 30 %

Выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся посту-

Пить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инва-

Лидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах,

Музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном

Медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специально-

стям: правоведение, родной язык и литература, история, философия,

Экономика, математика, прикладная математика, народные инстру-

Менты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

Для всестороннего компенсаторного психического развития детей

С нарушением зрительного и слухового анализаторов на каждом воз-

Растном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также

Основы специальной педагогики и психологии

Специально направленные коррекционные воздействия, которые обес-

Печивают гармоничное развитие познавательной сферы и личности.

Контрольные вопросы

Каковы задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики?

Как соотносятся задачи тифлопедагогики и тифлопсихологии?

Наши рекомендации