Хофизического развития и полноценного познания окружающего

Мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности

Зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации

И познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нару-

Шениями.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует ис-

Ходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с пер-

Вых месяцев его жизни.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с яв-

Лениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и

При движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остает-

Ся у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие

Сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор

Окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, по-

Этому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а пред-

Ставления имеют качественное своеобразие.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть

Двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением

Цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зре-

Ния, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррек-

Ционная работа направлена на использование специальных приемов и

Способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осяза-

Ние, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтети-

Ческие образы реальной действительности.

Оостаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение

Для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэто-

Му оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диаг-

Ностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопе-

Дагога, психолога.

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 155

Большое значение в восприятии и познании окружающей действи-

Тельности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное вос-

Приятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощуще-

Ний (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура

Материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, уста-

Навливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах

Деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно опреде-

Лять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидя-

Щих проводятся упражнения на дифференциацию —различение и оцен-

Ку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного

Звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам,

Устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, проис-

Ходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различны-

Ми видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представ-

Лений, пространственного мышления, пространственной ориенти-

Ровки.

Пространственная ориентировка является существенной частью

Свободного движения в пространстве.

Различные структуры психологической системы, формирующейся

У слепых разного возраста, являются основой для эффективной кор-

Рекции дефектов их пространственной ориентировки.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения

Имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нару-

Шения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушен-

Ным зрением должны регулярно получать консультативную помощь

Специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все

Свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о про-

Исходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы

≪видеть с помощью слуха≫. Успешность компенсаторной перестрой-

Ки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспита-

Ния. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого

Или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима

Или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формирова-

Наши рекомендации