Страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной де-

Ятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные

Отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причи-

Ной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных

Основы специальной педагогики и психологии

Проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все бо-

Лее искажает структуру развития познавательной деятельности не-

Слышащего ребенка.

Причинами нарушений слуха являются инфекционные заболевания,

Токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, аку-

Стические или контузионные травмы. В зависимости от причины ту-

Гоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную

И приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболе-

Ваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой

Нерв.

Значительное место занимают последствия острого воспаления

Среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате

Воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки

И связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой

Трубы. Наиболее опасны они в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения

Звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слу-

Ховая функция может пострадать как в результате поражения средне-

Го уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего

Аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет к бо-

Лее тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания сред-

Него и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения

Слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового ана-

Лизатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний

Головного мозга (энцефалит, ЧМТ, кровоизлияние, опухоль). При та-

Ких поражениях наблюдается либо небольшое снижение слуха, либо

Так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность

Анализа, синтеза и понимания того, что человек слышит.

Существует зависимость распространенности и причины различных

Видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной

Группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный

И врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем воз-

Растает роль приобретенных факторов понижения слуха (неадекват-

Ное применение ототоксических медикаментов, в частности антибио-

Тиков; длительное воздействие звуковых раздражителей предельной

интенсивности, использование плейеров).

Важное значение имеет определение критериев риска возможности

Нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Их можно установить

На основе тщательного изучения анамнестических данных. Это прежде

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 139

Всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременно-

Сти (краснуха, корь, грипп, герпес). Нарушения слуха часто сочетаются

с различными врожденными пороками развития, например расщели-

Нами губ и неба, а также при недоношенности, когда вес при рождении

Составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отри-

Цательно влиять неблагополучные роды.

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во

Время беременности, проявление в период новорожденности жел-

Тухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также

Дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями

Или имеющие родителей или родственников с врожденными дефекта-

Ми слуха.

Диагностика состояния слуховой функции человека позволяет

Определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в пер-

Вые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха

Определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных

Методов. Существуют тональная, речевая, детская аудиометрии, аудио-

Метрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. Тональная

Аудиометрия —исследование слуха при помощи аудиометра, пода-

Ющего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе зву-

Ка. Задача обследуемого —внимательно следить за своим восприяти-

Ем звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или

Иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте и по

Наши рекомендации