Страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной де-
Ятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные
Отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причи-
Ной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных
Основы специальной педагогики и психологии
Проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все бо-
Лее искажает структуру развития познавательной деятельности не-
Слышащего ребенка.
Причинами нарушений слуха являются инфекционные заболевания,
Токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, аку-
Стические или контузионные травмы. В зависимости от причины ту-
Гоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную
И приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболе-
Ваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой
Нерв.
Значительное место занимают последствия острого воспаления
Среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате
Воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки
И связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой
Трубы. Наиболее опасны они в раннем возрасте.
При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения
Звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слу-
Ховая функция может пострадать как в результате поражения средне-
Го уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего
Аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет к бо-
Лее тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания сред-
Него и наружного уха.
К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения
Слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового ана-
Лизатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний
Головного мозга (энцефалит, ЧМТ, кровоизлияние, опухоль). При та-
Ких поражениях наблюдается либо небольшое снижение слуха, либо
Так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность
Анализа, синтеза и понимания того, что человек слышит.
Существует зависимость распространенности и причины различных
Видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной
Группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный
И врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем воз-
Растает роль приобретенных факторов понижения слуха (неадекват-
Ное применение ототоксических медикаментов, в частности антибио-
Тиков; длительное воздействие звуковых раздражителей предельной
интенсивности, использование плейеров).
Важное значение имеет определение критериев риска возможности
Нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Их можно установить
На основе тщательного изучения анамнестических данных. Это прежде
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 139
Всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременно-
Сти (краснуха, корь, грипп, герпес). Нарушения слуха часто сочетаются
с различными врожденными пороками развития, например расщели-
Нами губ и неба, а также при недоношенности, когда вес при рождении
Составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отри-
Цательно влиять неблагополучные роды.
Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во
Время беременности, проявление в период новорожденности жел-
Тухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также
Дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями
Или имеющие родителей или родственников с врожденными дефекта-
Ми слуха.
Диагностика состояния слуховой функции человека позволяет
Определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в пер-
Вые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха
Определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных
Методов. Существуют тональная, речевая, детская аудиометрии, аудио-
Метрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. Тональная
Аудиометрия —исследование слуха при помощи аудиометра, пода-
Ющего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе зву-
Ка. Задача обследуемого —внимательно следить за своим восприяти-
Ем звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или
Иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте и по