Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиниче-
Ская и нейропсихологическая диагностика. —М., 1993.
Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие
Для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. —М., 1981.
Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лу-
Бовского. —Смоленск, 1994.
Обучение детей с задержкой психического развития в подгото-
Вительном классе. —М., 1987.
Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластени-
На.-М.,1999.
14. Программы специальных коррекционных учреждений и классов
Коррекционно-развивающего обучения. —М., 1996.
Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. —Н. Нов-
Город, 1994.
Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся
С ЗПР: Пособие для учителя. —М., 1990.
Глава 7
Особенности психического развития детей
С сенсорными нарушениями
Краткое содержание темы. Диагностика нарушений слуха и зрения и их
Классификация. Роль компенсаторной перестройки, восприятия в раз-
Витии высших форм познавательной деятельности при слепоте и оста-
Точного зрения у слабовидящих. Полисенсорная система обучения
Слабослышащих детей, билингвпетический подход и коммуникационная
система обучения глухих. Профессиональное образование, трудовая де-
Ятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения.
Профилактика нарушении слуха и зрения.
Нарушения анализаторных систем
В условиях гуманизации обучения и воспитания пристальное вни-
Мание педагогов привлекают знания об особенностях психического
Развития детей при дизонтогениях дефицитарного типа. К ним отно-
Сятся лица с нарушениями анализаторных систем.
Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха
Постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушенным
слухом в группе населения после 50 лет. Примерно 4-6 % от всего на-
Селения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудня-
Ющей социальное общение.
В системе образования увеличивается число детей, имеющих наря-
Ду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.
Остановимся на своеобразии познавательной и эмоционально-во-
Левой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции.
Данная проблема является предметом одного из разделов специаль-
ной психологии —сурдопсихологии. Систему знаний об образовании
Лиц с нарушениями слуха представляет раздел специальной педагоги-
Ки —сурдопедагогика.
Соотношение этих разделов представлено в их задачах.
Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 137
•выявить закономерности психического развития людей с нару-
шенным слухом;
•изучить особенности развития отдельных видов познавательной
деятельности личности;
•разработать методы психодиагностики и психокоррекции соот-
ветствующих нарушений;
•изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции
Людей с нарушениями слуха в общество.
Задачи сурдопедагогики:
•изучить закономерности овладения лицами с нарушениями слу-
ха образованием в зависимости от индивидуальных особенно-
стей нарушения слуха и речи;
•разработать, научно обосновать и практически реализовать спе-
циальное образование для разных категорий лиц с нарушенным
слухом;
•разработать научные основы содержания образования, дидакти-
ки и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;
•развить различные подсистемы специального образования лиц
с нарушенным слухом, специальных образовательных техноло-
Гий развития остаточного слуха, обучения жестовому, родному
Языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеопера-
ционный период и др.;
•совершенствовать технические средства коррекции и компенса-
ции нарушений слухового анализатора;
•совершенствовать систему педагогической работы, направлен-
Ной на социальное адаптирование и социально-профессиональ-
ную реабилитацию лиц с нарушенным слухом;
•организовать взаимодействие и кооперацию с общей педагоги-
Кой для распространения специальных педагогических знаний,
Развития интеграционных идей и их реализации.
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значи-
Мость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает ре-
Шающее влияние на его речевое и психическое развитие. При наруше-
Ниях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере