Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиниче-

Ская и нейропсихологическая диагностика. —М., 1993.

Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие

Для учителей / Под ред. Т. А. Власовой и др. —М., 1981.

Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лу-

Бовского. —Смоленск, 1994.

Обучение детей с задержкой психического развития в подгото-

Вительном классе. —М., 1987.

Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластени-

На.-М.,1999.

14. Программы специальных коррекционных учреждений и классов

Коррекционно-развивающего обучения. —М., 1996.

Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. —Н. Нов-

Город, 1994.

Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся

С ЗПР: Пособие для учителя. —М., 1990.

Глава 7

Особенности психического развития детей

С сенсорными нарушениями

Краткое содержание темы. Диагностика нарушений слуха и зрения и их

Классификация. Роль компенсаторной перестройки, восприятия в раз-

Витии высших форм познавательной деятельности при слепоте и оста-

Точного зрения у слабовидящих. Полисенсорная система обучения

Слабослышащих детей, билингвпетический подход и коммуникационная

система обучения глухих. Профессиональное образование, трудовая де-

Ятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения.

Профилактика нарушении слуха и зрения.

Нарушения анализаторных систем

В условиях гуманизации обучения и воспитания пристальное вни-

Мание педагогов привлекают знания об особенностях психического

Развития детей при дизонтогениях дефицитарного типа. К ним отно-

Сятся лица с нарушениями анализаторных систем.

Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха

Постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушенным

слухом в группе населения после 50 лет. Примерно 4-6 % от всего на-

Селения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудня-

Ющей социальное общение.

В системе образования увеличивается число детей, имеющих наря-

Ду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

Остановимся на своеобразии познавательной и эмоционально-во-

Левой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции.

Данная проблема является предметом одного из разделов специаль-

ной психологии —сурдопсихологии. Систему знаний об образовании

Лиц с нарушениями слуха представляет раздел специальной педагоги-

Ки —сурдопедагогика.

Соотношение этих разделов представлено в их задачах.

Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 137

•выявить закономерности психического развития людей с нару-

шенным слухом;

•изучить особенности развития отдельных видов познавательной

деятельности личности;

•разработать методы психодиагностики и психокоррекции соот-

ветствующих нарушений;

•изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции

Людей с нарушениями слуха в общество.

Задачи сурдопедагогики:

•изучить закономерности овладения лицами с нарушениями слу-

ха образованием в зависимости от индивидуальных особенно-

стей нарушения слуха и речи;

•разработать, научно обосновать и практически реализовать спе-

циальное образование для разных категорий лиц с нарушенным

слухом;

•разработать научные основы содержания образования, дидакти-

ки и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;

•развить различные подсистемы специального образования лиц

с нарушенным слухом, специальных образовательных техноло-

Гий развития остаточного слуха, обучения жестовому, родному

Языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеопера-

ционный период и др.;

•совершенствовать технические средства коррекции и компенса-

ции нарушений слухового анализатора;

•совершенствовать систему педагогической работы, направлен-

Ной на социальное адаптирование и социально-профессиональ-

ную реабилитацию лиц с нарушенным слухом;

•организовать взаимодействие и кооперацию с общей педагоги-

Кой для распространения специальных педагогических знаний,

Развития интеграционных идей и их реализации.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значи-

Мость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает ре-

Шающее влияние на его речевое и психическое развитие. При наруше-

Ниях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере

Наши рекомендации