И причины. Классификации умственной отсталости. Краткая истори-
ческая справка и современная характеристика социальной политики
В отношении умственно отсталых лиц. Проблемы обучения, воспитания
И развития умственно отсталых детей. Отечественный опыт психолого-
Педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной от-
Сталости. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития де-
Тей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Рекомендации
Педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с ум-
ственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.
Понятие умственной отсталости, ее формы
И причины
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофрено-
Педагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей
Психического развития умственно отсталых детей с разнообразной
Структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологиче-
Ских проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефек-
Та под влиянием коррекционного обучения и воспитания.
Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умствен-
Ной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познава-
Тельной деятельности, возникшее в результате органического пораже-
Ния головного мозга.
Причины возникновения умственной отсталости разнообразны.
К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фе-
Нилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, на-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 85
Следственные дегенеративные заболевания центральной нервной си-
Стемы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Да-
Уна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера,
ШереШевского-Тернера и др.).
Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные
(вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период вну-
Триутробного развития.
В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хро-
Нические —токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., ви-
русные —краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная
Оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые ин-
Фекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному
Заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефа-
Лита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на раз-
витие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери:
Заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Примене-
Ние лекарственных препаратов, которые противопоказаны к исполь-
Зованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода
(некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных
препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказыва-
Ются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей,
Неправильное питание матери, различные физические и психические
Травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на
Вредном производстве до беременности и в период беременности, не-
Благоприятные условия окружающей среды, повышенный радиацион-
Ный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммуно-
Логический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или
Групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической
Болезни новорожденных, также может быть причиной умственной от-
Сталости.
В период родов патогенными факторами являются родовые травмы
Мозга.
В период после родов умственная отсталость может быть вызвана
Нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекцион-
Ный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые
Травмы, интоксикации (отравления).
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени
воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной
Женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть
Причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании
Основы специальной педагогики и психологии
В более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут при-
Вести к задержке психического, речевого развития.
Термин ≪умственная отсталость≫ является достаточно обобщенным
Понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные