Бы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,

Солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то

Схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее

Предмет, не обладающий общими для первых двух предметов призна-

Ками.

Задача педагога —стимулировать детей к поиску как можно больше-

го числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на

поверхности решений (исключить слово ≪собака≫, так как и помидор,

И солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра 4. Поиск аналогов

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свой-

Ства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способ-

Ность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. пред-

метов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по

Основы специальной педагогики и психологии

Различным существенным признакам, и систематизировать их по

Группам на основании того, какой сводный признак их объединяет (на-

пример, вертолет, птица, бабочка —все они летают; вертолет, автобус,

поезд —это транспортные средства).

Игра 5. Поиск ≪противоположных≫ предметов

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно

Больше свойств и использовать их для поиска предметов с противо-

Положными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выде-

Ляя в них общее и различное.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, ≪противо-

положных≫ указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на

Различные свойства этого предмета и систематизируя его противопо-

ложности по группам (например, дом —сарай, противоположны по

Размеру и степени комфорта; дом —поле, противоположны по каче-

Ственным характеристикам пространства: закрытого в первом случае

И открытого —в другом; и т. д.).

Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам

Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между

Различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать пред-

Меты с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных призна-

Ков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих

Заданными признаками и с этой точки зрения похожих на 2-3 названных

педагогом предмета. Например: ≪Назовите предметы, которые выполня-

ют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и от-

крывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)≫.

Игра 7. Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между пред-

Метами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; нахо-

Дить предметы, имеющие общие признаки одновременно с нескольки-

Ми предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и ав-

Томобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным

Мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую

связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю,

Как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль); че-

Ловек (он может копать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.

Глава 4, Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 79

Допускается использование 2-3 соединительных звеньев (лопата — тачка —прицеп —автомобиль). В данном случае особое внимание

Обращается на обоснование детьми связи между соседними звенья-

Ми цепочки.

Игра 8. Способы использования предмета

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный про-

Цесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситу-

Ации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные воз-

Можности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов

использования хорошо известного детям предмета, например книги.

Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские спосо-

Бы использования предмета (игра может послужить основой для бесе-

Ды о нравственных критериях поведения).

Игра 9. Формулирование определений

Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фик-

Сировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных,

А также способность одним мысленным взором охватывать разновид-

Наши рекомендации