Правило, это дети с нарушениями слуха и фонематического воспри-

Ятия, с нарушениями зрения и оптико-пространственных представле-

Ний, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой

Психофизического развития, дети, ослабленные соматически или не-

Рвно-психически.

Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития,

Индивидуализированная работа с ним по специально подобранным

Пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздей-

ствия способствуют максимальной подготовке детей к последующему

Школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная

Коррекция познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоци-

Онально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением допол-

Нительных занятий коррекционной направленности.

Контрольные вопросы

1. Какие учреждения специального назначения вы знаете?

Назовите особенности обучения и воспитания в ДОУ.

Перечислите особенности психического развития детей дошколь-

Ного возраста с нарушениями в развитии.

Какие методолого-методические принципы должны быть ис-

Пользованы при комплексном коррекционном воздействии на

Детей с отклонениями в развитии?

Какие недостатки в развитии отмечаются у детей с нарушением

Зрения?

Основы специальной педагогики и психологии

Литература

Белякова И. В., Петрова В. Г. Дети с отклонениями в развитии.

Кто они? - М., 1997.

Воспитание слабослышащего ребенка в семье / Под ред. В. П. Ер-

Макова, А. А. Щегловой. —М., 1986.

ГоловчицЛ. А. Дошкольная сурдопедагогика. —М., 2001.

Диагностика и коррекция психологического развития дошкольни-

Ка / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. —Минск, 1997.

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Нос-

Ковой. —М., 1993.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребен-

ка. - М., 1986. • 7. Кариес М. Б., Ли Р. К. Привлечение родителей к обучению ано-

Мальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ.

Ред. В. Я. Пилиповского. —М., 1992.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие для ву-

Зов / Под ред. Е. А. Стребелевой. —М., 2001.

Материалы для семинарского занятия

На семинарском занятии предлагается разобрать вопросы по дан-

ной теме, а также познакомить студентов с некоторыми играми, при

Помощи которых можно корректировать некоторые психические про-

Цессы у детей дошкольного возраста с аномалиями в развитии.

Игры Игра 1. Составление предложений

С дошкольниками Цель. Развивать способность быстро устанав-

ДЛЯ развития ливать разнообразные, иногда неожиданные свя-

МЫСЛИТельноЙ зи между знакомыми предметами; создавать

Деятельности новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно боль-

Ше предложений, обязательно цспользовав названные педагогом три

слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, каран-

Даш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут ис-

Пользоваться и другие слова.

Ответы могут быть:

•стандартными (≪Медведь утопил в озере карандаш≫);

•сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя

словами, и с введением новых объектов (≪Мальчик взял каран-

даш и нарисовал медведя, купающегося в озере≫);

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 77

•творческими, включающими эти предметы в нестандартные

связи (≪Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, кото-

рое ревело, как медведь≫).

Игра 2. Поиск

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале

Несколько общих моментов; дать представление о степени существен-

Ности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков

двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Ответы могут быть стандартными (≪Это вещи, сделанные челове-

ком≫; ≪Они имеют глубину≫) и необычными, позволяющими увидеть

Знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список об-

Щих признаков длиннее.

Задача педагога —распределить все ответы по степени существен-

Ности вскрываемых в них связен между предметами, для того чтобы

Дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные при-

Знаки.

Игра 3. Исключение лишнего слова

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи

Между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать

в ≪поле мышления≫ сразу несколько предметов и сравнивать их меж-

Ду собой. Формировать установку на то, что возможны разные спосо-

Наши рекомендации