Чалу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифферен-
цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
Ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные груп-
Пы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначе-
Ния, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных уч-
Реждений учеными и практиками были разработаны принципы, мето-
Ды и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в раз-
Витии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения
И воспитания дошкольников, на которых в целом строится система
специального дошкольного образования и в настоящее время.
Были заложены следующие организационные принципы, постро-
ения специального дошкольного образования.
1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения
в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения
(группы) для детей:
•с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
•с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с ко-
соглазием и амблиопией);
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 63
•с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразви-
Тием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с наруше-
Ниями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опор-
Но-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполня-
емость групп (до 15 воспитанников).
3. Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких
Специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги,
Тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских ра-
Ботников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных уч-
Реждениях осуществляется в соответствии со специальными ком-
Плексными программами обучения и воспитания, разработанными
Для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями
в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Перераспределение видов занятий между воспитателями и де-
Фектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элемен-
Тарных математических представлений, конструированию, развитию
игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений
Проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.
Организация специальных видов занятий, таких, как развитие
Слухового восприятия и коррекция звукопроизношсния, развитие зри-
Тельного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направ-
Ления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются
в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделя-
Ются структурно в сетке занятий.
Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за
Пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями
В развитии сделано исключение —с их родителей не взимается ника-
Кой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74
№ 58-М ≪О содержании за государственный счет детей с дефектами
физического или психического развития≫). Указанное право по сей
День регламентируется этим документом.
Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчи-
нена единой цели —помочь семьям в воспитании ≪проблемных≫ де-
Тей, максимально реализовав их потенциальные возможности.
Характерным признаком советской системы образования были до-
Вольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в до-
школьные учреждения.
Основы специальной педагогики и психологии
Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады.
Если же у воспитанника массового дошкольного учреждения откло-
Нения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его
выводе из состава этого учреждения и переводе в специализирован-
ное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате
Специалисты, в том числе и зарубежные наблюдатели, оценивавшие
советское образование, отмечали чрезвычайную закрытость, изолиро-
ванность учреждений для детей с отклонениями в развитии, искус-
Ственную отчужденность воспитанников от нормально развивающих-
Ся сверстников и от общества в целом.
Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень ди-