Чалу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифферен-

цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

Ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные груп-

Пы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначе-

Ния, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных уч-

Реждений учеными и практиками были разработаны принципы, мето-

Ды и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в раз-

Витии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения

И воспитания дошкольников, на которых в целом строится система

специального дошкольного образования и в настоящее время.

Были заложены следующие организационные принципы, постро-

ения специального дошкольного образования.

1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения

в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения

(группы) для детей:

•с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

•с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с ко-

соглазием и амблиопией);

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 63

•с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразви-

Тием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с наруше-

Ниями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опор-

Но-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполня-

емость групп (до 15 воспитанников).

3. Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких

Специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги,

Тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских ра-

Ботников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных уч-

Реждениях осуществляется в соответствии со специальными ком-

Плексными программами обучения и воспитания, разработанными

Для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями

в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и де-

Фектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элемен-

Тарных математических представлений, конструированию, развитию

игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений

Проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие

Слухового восприятия и коррекция звукопроизношсния, развитие зри-

Тельного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направ-

Ления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются

в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделя-

Ются структурно в сетке занятий.

Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за

Пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями

В развитии сделано исключение —с их родителей не взимается ника-

Кой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74

№ 58-М ≪О содержании за государственный счет детей с дефектами

физического или психического развития≫). Указанное право по сей

День регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчи-

нена единой цели —помочь семьям в воспитании ≪проблемных≫ де-

Тей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были до-

Вольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в до-

школьные учреждения.

Основы специальной педагогики и психологии

Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады.

Если же у воспитанника массового дошкольного учреждения откло-

Нения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его

выводе из состава этого учреждения и переводе в специализирован-

ное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате

Специалисты, в том числе и зарубежные наблюдатели, оценивавшие

советское образование, отмечали чрезвычайную закрытость, изолиро-

ванность учреждений для детей с отклонениями в развитии, искус-

Ственную отчужденность воспитанников от нормально развивающих-

Ся сверстников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень ди-

Наши рекомендации