Дении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому

и во внеобразовательных государственных учреждениях≫.

3. Постановление Правительства РФ № 288 —1997 г. ≪Типовое по-

ложение о специальном (коррекционном) учреждении для обу-

чающихся, воспитанников с отклонениями в развитии≫.

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток. —М., 1991.

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. —Ташкент, 1976.

Бэпдлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. —Воронеж,

1993.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. —М., 1967.

Выготский Л. С. Собрание соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 3, 5.

Гроф С. За пределами мозга. —М., 1992.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. —М., 1971.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. — М., 1985.

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато-

Психологии: Учебное пособие. —Ростов н/Д, 2000.

Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. —М., 1974.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. —Л.,

1990.

Основы специальной педагогики и психологии

Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Отбор детей, медико-педагогическая комиссия,

Психолого-педагогическая консультация, со-

став ПМПК, документация, заключение, принципы обследования, на-

Правления обследования, базовый диагностический набор для психо-

Логического обследования, значимые функции и навыки.

Методические Основная задача этого семинара —раскрыть

указания комплексный, многоплановый системный ха-

Рактер диагностики отклонений в развитии и по-

Казать, что структура имеющегося у ребенка нарушения может быть

Выявлена и правильно диагностирована только при участии в его об-

Следовании специалистов разного профиля. Для этого необходимо

Уяснить преимущества ПМПК перед МПК, состав и организацию ра-

боты этого учреждения. Вместе с тем требуется охарактеризовать

принципы отбора детей в специальные учреждения, которыми руко-

Водствуются специалисты ПМПК: отграничение детей с определен-

Ным видом патологии от других групп детей, дифференцированное

Обучение по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии, воз-

Растной принцип.

Поскольку основными направлениями обследования являются ме-

Дицинское, психологическое, логопедическое, требуется проанализи-

Ровать отдельно каждое из них. Целесообразно также выделить прин-

Ципы обследования и охарактеризовать их.

Особого внимания требует рассмотрение проблем и подбор мето-

Дик для психологического обследования детей различного возраста на

ПМПК, а также учет требований сформированное™значимых для

Школы функций и навыков в соответствии с возрастом.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. —СПб., 1997.

Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-мето-

дологические аспекты подготовки специалистов социально-пе-

Дагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения

В развитии. —М., 1995.

Ветер А. А., Выготская Г. Л., Леошард Э. И. Отбор детей в специ-

альные дошкольные учреждения. —М., 1972.

Дефектологический словарь. —М., 1970.

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Нос-

Ковой. - М., 1993.

Глава 3, Основные категории специальной педагогики и психологии 61

6. Дошкольное образование в России / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М„1996.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-

Ного развития детей —М., 1995.

Карпов В. Ю., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального раз-

Вития детей // Вопросы психологии, 1985. —№ 2.

Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагоги-

Ка. - М, 1998.

Коррекционная педагогика/Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 1999.

И. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. —М., 2000.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано-

Мального развития детей. —М., 1989.

Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педаго-

Гики // Дефектология, 1996. —№ 1.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред.

А. И. Дьяченко. - М., 1965.

Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оцен-

Ка развития и ранняя коррекция отклонений. —М., 1999.

Глава 4

Психология детей дошкольного

Возраста с аномалиями развития.

Специальная дошкольная педагогика

Краткое содержание темы. Учреждения специального назначения.

Особенности психического развития детей с нарушениями в развитии.

Методолого-мстодические принципы, используемые при коррекшюн-

Ном воздействии на детей с отклонениями в развитии.

Учреждения специального назначения

Для детей дошкольного возраста

Процесс становления государственной системы специального обра-

Зования в нашей стране начался в 20-30-е годы прошлого века. К на-

Наши рекомендации