Ет деликатного, тактичного отношения окружающих к его психиче-

Ским или физическим недостаткам, исключающего фиксацию вни-

Мания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно

Воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способ-

Ность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные

Возможности, ориентировать на положительные качества и вместе

С тем развить способность к критической оценке своих действий и по-

Ступков.

3. Обучение и развитие детей с проблемами в развитии —это целе-

Направленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков

деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 45

обучения осуществляются цели образования и воспитания. Специаль-

Ная педагогика занимается вопросами специальной дидактики (тео-

рии образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание,

Принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каж-

Дого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глу-

Бины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются мето-

Ды обучения, наглядные и технические средства, решается проблема

Дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных

Как в специальной педагогике, так и в специальной психологии. По

Мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов этих наук —определение

Тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учи-

Тывают особенности развития аномального ребенка и максимально

способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например,

Результатом совершенствования дифференциальной диагностики

Было выявление детей с задержками психического развития среди

Неуспевающих учеников в массовой школе. При подборе системы и ме-

Тодов обучения для аномального ребенка учитывается также возраст

Ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет мо-

Мент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохрани-

Лись ли зрительные представления).

А. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормаль-

Ного, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его

Несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию

Аномальных детей, тормозится формирование их психических функ-

Ций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при слож-

Ных дефектах возможности умственного развития могут оказаться не-

Реализованными.

Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий

Характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потен-

Циальных возможностей формирующихся функций аномального ре-

бенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже

Реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выготскому, зона бли-

Жайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но

И перспективу психического развития аномального ребенка. Обуче-

Ние должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в ак-

Туальное развитие, то есть со временем руководство педагога стано-

вится излишним, а решение задач ребенком —самостоятельным. Это

И составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием,

При которой правильно организованное обучение ведет за собой раз-

Витие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Основы специальной педагогики и психологии

Центральной проблемой специальной дидактики является пробле-

Ма трудового обучения и воспитания. В специальных школах труд

Имеет особое значение, так как не только готовит учащихся к жизни

И доступной профессиональной деятельности, но и способствует вос-

Становлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов

Умственного и физического развития. Приобретая трудовые умения

И навыки, дети получают возможность всестороннего развития.

5. Коррекционно-воспитательная работа, коррекция (от лат. correction

Исправление). Мы уже обращали внимание на тот факт, что

Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефек-

тов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное

Влияние на личность аномального ребенка в целях достижения поло-

Жительного результата в процессе его обучения, воспитания и разви-

Тия. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной

Наши рекомендации