Ного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от

Низшего к высшему.

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 43

Отклоняющееся развитие —такое развитие, которое не подчиняет-

Ся общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандарт-

Ное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.

Коррекция развития —направление развития ребенка в нормаль-

Ное русло.

Воспитание —целенаправленный и организованный процесс фор-

Мирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляет-

ся в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле

Воспитание —это передача накопленного опыта от старших поколе-

Ний к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,

Умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор-

Мы —словом, все созданное в процессе исторического развития духовное

наследие человечества. В широком педагогическом смысле воспита-

Ние —это специально организованное, целенаправленное и управля-

Емое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных

Качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учрежде-

ниях. В узком педагогическом смысле воспитание —это процесс и ре-

Зультат воспитательной работы, направленной на решение конкрет-

Ных воспитательных задач.

Обучение —специально организованный, целенаправленный и управ-

Ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом ко-

Торого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование

Мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей

Учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование —результат обучения. Это система накопленных в про-

Цессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, ко-

Торыми овладел ученик. Главный критерий образованности —си-

Стемность знаний и системность мышления, гуманный аспект их

Применения.

Поведение —общее название всего того, что делает ребенок, подро-

Сток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм

И правил.

Отклоняющееся поведение —поведение, вышедшее из общеприня-

Той нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку

Нормально адаптироваться в социальной жизни. Устоявшегося опре-

Деления отклоняющегося поведения пока нет, различные ученые вкла-

Дывают в него неодинаковый смысл.

Коррекция поведения —исправление поведения ребенка, подростка

Педагогическими методами.

Основы специальной педагогики и психологии

Коррекционная методика —единство средств и форы влияния на

Детей, подростков, обеспечивающее достижение намеченной цели.

Практическая польза коррекционного воспитания весьма значитель-

На. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные

Результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие,

Бездействие, нежелание помочь.

Ведущими категориями специальной педагогики и психологии яв-

Ляются следующие.

1. Воспитание детей с проблемами в развитии имеет большое значе-

Ние для их общего развития, для общения со сверстниками и взрослы-

Ми, формирования личности.

2. Цели и задачи воспитания такого ребенка определяются общими

принципами педагогики —подготовка к активной общественно полез-

Ной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они

В доступном объеме методами и средствами, соответствующими сте-

Пени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения

выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его по-

Следствий. Воспитание ребенка с проблемами в развитии осуществляет-

Ся в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания,

Взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего

Режима. Воспитательная работа с таким ребенком проводится с уче-

Том его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на

формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания,

Труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.

Наряду с формированием системы определенных качеств, взглядов

и убеждений в содержание воспитания аномального ребенка входит

Решение определенных воспитательных задач, связанных с вопроса-

Ми умственного, трудового, нравственного, эстетического, правового

И физического воспитания. Воспитание аномального ребенка требу-

Наши рекомендации