В настоящее время педагогическая терминология в области специ-

ального образования переживает именно такой период: имеет место

Беспорядочное использование терминов из смежных областей знания,

А также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности

Обозначаемых предметов и явлений. Многие отрасли знания, смежные

Со специальной педагогикой, имеют сегодня свой устоявшийся поня-

Тийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении

между собой специалисты данной предметной области (например,

Врачи, психологи, школьные администраторы). Известно, что каждая

Научная область один и тот же объект или явление обозначает своим

Термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологиче-

Ский аппарат другой для обозначения одного и того же объекта неред-

Ко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный

Термин теряет свой информационный, сущностный смысл примени-

Тельно к той научной сфере, в которую он перенесен.

Например, одного и того же ребенка три специалиста из разных пред-

Метных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характери-

Стика будет удовлетворительна только в рамках своей области. Клини-

цист скажет, например, о том, что у ребенка ≪минимальная мозговая

дисфункция≫; психолог обозначит состояние ребенка как ≪ЗПР≫; педа-

гог охарактеризует такого ребенка как ≪имеющего трудности в обуче-

нии≫; школьный администратор назовет его ≪неуспевающим≫. Если

клиницист воспользуется при постановке диагноза термином ≪ребе-

нок с трудностями в обучении≫, то для построения возможной медицин-

ской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла:

В нем исчезнет медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребен-

ка ≪учеником с ЗПР≫ (≪дефективным≫, ≪больным≫), пользуется чужой

Профессиональной терминологией. Не владея профессиональным язы-

ком, он не выражает в этом названии своей, предметной педагогической

Области, и, следовательно, используемые им обозначения не годятся для

определения характера педагогической помощи.

Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно-

Терминологического наследия, которым обладает специальное обра-

Зование. Они ищут пути преодоления существующего барьера между

Отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового

Основы специальной педагогики и психологии

! гедагогического сообщества, учитывая включение России в международ-

ныс интеграционные процессы в области образования. Путь к упорядо-

Чению понятийно-терминологического аппарата специальной педаго-

гики лежит через осмысление следующего:

•ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый

Опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специального

образования и смежных отраслей знания, требуется смена тер-

Минов на основе обсуждения и договоренности в научном сооб-

ществе;

•новые факты и явления могут приходить в специальную педаго-

Гику с теми обозначениями, которые они уже получили в других

смежных со специальной педагогикой отраслях знания;

•задачей специальной педагогики является в этом случае нахож-

Дение собственных педагогических терминов, которые бы отра-

жали специфическую образовательную сущность данного объек-

та или явления;

•в связи с этим можно говорить об объективном существовании

Параллельной терминологии в специальной педагогике и смеж-

ных с ней предметных областях;

•употребление того или иного термина должно соответствовать

Проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предмет-

Ной сфере эта проблема относится).

3.2. Основные термины специальной педагогики

И психологии

Рассмотрим основные категории специальной педагогики.

Формирование —процесс становления человека как социального

Существа под воздействием всех без исключения факторов: биоло-

Гических, социальных, экономических, идеологических, психологи-

Ческих и т. д. Формирование подразумевает некую законченность ста-

Новления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание

Необходимой формы, человеческого образа.

Развитие —это процесс и результат количественных и качествен-

ных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано

С постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из од-

Наши рекомендации