Нию ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им зна-

Ний и навыков, развитие в целом.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные

реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личност-

Ного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не-

Доразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности сво-

Ей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на

Дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования

При подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит

Осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более со-

Хранных.

Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, со-

Четающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к ка-

Ким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани-

Женного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осозна-

нии своей неполноценности. ' •

Когда можно говорить об опасности отклонений?

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

• пренатальные (до начала родовой деятельности);

• начальные (в период родовой деятельности);

• постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства

До трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает

Вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриоге-

Неза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации струк-

Тур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

• биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви-

Русные и эндокринные заболевания матери во время беременно-

сти, токсикозы, гипоксия и др.);

• генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные

аномалии);

• соматические (невропатии); ;

Глава 2, Предмет и задачи курса 21

• социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприят-

ная среда);

• индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

• ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воз-

действия (Л. В. Кузнецова).

Развитие психики аномальных детей

Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным

Закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального

ребенка:

• цикличность психического развития;

• неравномерность психического развития;

• развитие отдельных психических функций на базе сформирован-

ных ранее;

• пластичность нервной системы;

• соотношении биологических и социальных факторов в процессе

Психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления

Развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать

и общие закономерности отклоняющегося развития:

• снижение способности к приему, переработке, хранению и ис-

пользованию информации;

• трудность словесного опосредования;

• замедление процесса формирования представлений и понятий об

окружающей действительности;

• риск возникновения состояний социально-психологической де-

Задаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубеж-

Ных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер

и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтоге-

неза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием

Деления стало учение об основных нарушениях психического разви-

Тия человека: .

• ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при-

Остановка всех сторон психического развития или преимуще-

ственно отдельных компонентов;

• дисфункция созревания;

' • : • : , . : • •

Основы специальной педагогики и психологии

• поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-

либо анализаторной системы или структур головного мозга;

• асинхрония — диспропорциональное психическое развитие при

Выраженном опережении темпа и сроков развития одних функ-

Ций и запаздывании или выраженном отставании других.

Итак, к основным видам дизонтогенеза относят:

• отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (УО,

ЗПР);

• отклонения по типу повреждения (органическая деменция, тя-

желые нарушения анализаторных систем);

• отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоциональ-

Но-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).

Наши рекомендации