Их обучения и воспитания как предмет

олигофренопедагогики84

5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины 84

5.2. Классификации умственной отсталости 87

5.3. Краткая историческая справка и современная

характеристика социальной политики в отношении

умственно отсталых лиц 92

5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития

умственно отсталых детей 93

5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения

и развития детей с выраженными интеллектуальными

нарушениями 96

5.6. Отечественный опыт пснхолого-педагогической помощи

детям с тяжелыми формами умственной отсталости... 99

5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению

интеграционного обучения детей с умственной

отсталостью в условиях общеобразовательной школы.... 101

5.8. Материалы для семинарского занятия...-. 102

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития

(ЗПР) и основные направления коррекционно-

развивающего обучения 113

6.1. Представления о ЗПР и их классификации 113

6.2. Особенности психики детей с ЗПР 121

6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-

развивающего обучения детей с ЗПР 128

6.4. Материалы для семинарского занятия 131

I

Содержание

Глава 7. Особенности психического развития детей

с сенсорными нарушениями136

7.1.Нарушения анализаторных систем.., 136

7.2. Особенности психического и речевого развития

слабослышащих детей 147

7.3. Дети с нарушениями зрения 151

7.4. Профессиональное образование, трудовая

деятельность, социальная адаптация лиц

с нарушениями слуха и зрения 160

7.5. Материалы для семинарского занятия, 166

Глава 8. Логопедия и логопсихология170

8.1. Предмет, задачи и методы логопедии 170

8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения 172

8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе 174

8.4. Современные классификации речевых нарушений 176

8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии 183

8.6. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями речи в ПМПК 185

8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа

с детьми, имеющими речевые нарушения 188

8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда 190

8.9. Материалы для семинарского занятия 192

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата....208

9.1.Этиология и патогенез детского церебрального

паралича 208

9.2. Характеристика нарушений двигательных функций

у детей с ДЦП . 211

9.3. Нарушения психики при ДЦП 216

9.4. Речевые нарушения при детском церебральном

параличе 218

9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы

при ДЦП 220

9.6. Система специализированной помощи детям,

страдающим церебральным параличом 222

9.7. Материалы для семинарского занятия ≪Особенности

развития личности детей с церебральными

параличами≫ 225

6 Содержание

Глава 10. Комплексные нарушения238

10.1. Понятие о сложном нарушении развития 238

10.2. Задачи исихолого-педагогического сопровождения

развития ребенка со сложным дефектом 241

10.3. Психолого-педагогические основы развития

и образования лиц со сложным дефектом 244

10.4. Пути и способы организации специального образования

для лиц со сложными нарушениями в развитии 247

10.5. Материалы для семинарского занятия 251

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков.

Его причины и пути коррекции254

11.1.Девиантное поведение, его причины и проявления 254

11.2. Личностная предрасположенность к аддиктивному

поведению 260

11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков

в подростковом возрасте 261

11.4. Динамика злоупотребления психотропными

веществами в подростковом возрасте 264

11.5. Работа учителя с девиантными подростками 269

11.6. Материалы для семинарского занятия 276

Глава 12. Акцентуации характера280

12.1. Характер и черты личности 280

12.2. Акцентуации характера у подростков.

Типы акцентуаций 281

12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера 283

12.4. Материалы для семинарского занятия 287

Список литературы 296

Предисловие

Ребенок, развитие которого осложнено

дефектом, не просто менее развитой, чем

его нормальные сверстники, но разви-

той иначе.

Л. С. Выготский

Данная книга является учебным пособием по дисциплине ≪Основы

специальной педагогики и психологии≫. Она предназначена для само-

стоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших

и средних специальных учебных заведений педагогического профиля.

Гуманизация общественного сознания, как и современное социаль-

ное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой яв-

ляется исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств

и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность,

признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том

числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество

обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, соци-

альную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.

Применительно к личности в целом речь может идти только о педа-

гогической помощи, специальных образовательных услугах, которые

сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями

здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не при-

нимать. Термин ≪коррекция≫, имея право на существование, может

относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой

специальной педагогической помощи," либо к среде, окружающей че-

ловека с ограниченными возможностями.

В современном учебно-воспитательном процессе действует уста-

новка нового уровня:

≪Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организа-

ции ребенка, а максимально использовать свои профессиональные воз-

можности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню

культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребе-

нок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник куль-

турного и профессионального роста самого учителя≫ (Н. М.Трофимова).

8 Предисловие

Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающих-

ся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно,

особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их

обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда

актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология

и специальная педагогика. На основе данных специальной психоло-

гии строится система обучения, воспитания, и социальной адаптации

людей, имеющих различные типы нарушений психического развития,

определяются наиболее эффективные методы обучения, система про-

фессиональной консультации и профориентации.

Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный

и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе тра-

диционных источников. Это позволяет не только получить представ-

ление о содержании учебного курса, но и применить полученные зна-

ния в собственной научной и практической деятельности в гуманных

целях.

В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрирован-

ного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специ-

альной психологической помощи в системе образования, проблемам

психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетент-

ности будущего специалиста.

Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы

учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов.

Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психоло-

гии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные ка-

тегории дисциплины, параметры и классификация основных видов

дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей

с ограниченными возможностями.

Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагоги-

ческую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по

типу ретардации и дисфункции созревания.

В пособии уделено место особенностям работы с детьми в условиях

дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о де-

тях с эмоционально-волевыми нарушениями.

По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений про-

блемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые ме-

тодические рекомендации. Существенное место в пособии отводится

организации самостоятельной работы студентов: даны примерные

темы, необходимые рекомендации.

Предисловие

Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в про-

цессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут

им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельно-

сти. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестати-

стической, функциональной норме и основкых тенденциях развития

ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его

уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных разли-

чий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание

к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и про-

блемам, своевременная психологическая поддержка позволят вырабо-

тать собственную продуктивную педагогическую систему уже со сту-

денческой скамьи.

Глава 1

Наши рекомендации