Их обучения и воспитания как предмет
олигофренопедагогики84
5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины 84
5.2. Классификации умственной отсталости 87
5.3. Краткая историческая справка и современная
характеристика социальной политики в отношении
умственно отсталых лиц 92
5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития
умственно отсталых детей 93
5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения
и развития детей с выраженными интеллектуальными
нарушениями 96
5.6. Отечественный опыт пснхолого-педагогической помощи
детям с тяжелыми формами умственной отсталости... 99
5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению
интеграционного обучения детей с умственной
отсталостью в условиях общеобразовательной школы.... 101
5.8. Материалы для семинарского занятия...-. 102
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития
(ЗПР) и основные направления коррекционно-
развивающего обучения 113
6.1. Представления о ЗПР и их классификации 113
6.2. Особенности психики детей с ЗПР 121
6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-
развивающего обучения детей с ЗПР 128
6.4. Материалы для семинарского занятия 131
I
Содержание
Глава 7. Особенности психического развития детей
с сенсорными нарушениями136
7.1.Нарушения анализаторных систем.., 136
7.2. Особенности психического и речевого развития
слабослышащих детей 147
7.3. Дети с нарушениями зрения 151
7.4. Профессиональное образование, трудовая
деятельность, социальная адаптация лиц
с нарушениями слуха и зрения 160
7.5. Материалы для семинарского занятия, 166
Глава 8. Логопедия и логопсихология170
8.1. Предмет, задачи и методы логопедии 170
8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения 172
8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе 174
8.4. Современные классификации речевых нарушений 176
8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии 183
8.6. Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями речи в ПМПК 185
8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа
с детьми, имеющими речевые нарушения 188
8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда 190
8.9. Материалы для семинарского занятия 192
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата....208
9.1.Этиология и патогенез детского церебрального
паралича 208
9.2. Характеристика нарушений двигательных функций
у детей с ДЦП . 211
9.3. Нарушения психики при ДЦП 216
9.4. Речевые нарушения при детском церебральном
параличе 218
9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы
при ДЦП 220
9.6. Система специализированной помощи детям,
страдающим церебральным параличом 222
9.7. Материалы для семинарского занятия ≪Особенности
развития личности детей с церебральными
параличами≫ 225
6 Содержание
Глава 10. Комплексные нарушения238
10.1. Понятие о сложном нарушении развития 238
10.2. Задачи исихолого-педагогического сопровождения
развития ребенка со сложным дефектом 241
10.3. Психолого-педагогические основы развития
и образования лиц со сложным дефектом 244
10.4. Пути и способы организации специального образования
для лиц со сложными нарушениями в развитии 247
10.5. Материалы для семинарского занятия 251
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков.
Его причины и пути коррекции254
11.1.Девиантное поведение, его причины и проявления 254
11.2. Личностная предрасположенность к аддиктивному
поведению 260
11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков
в подростковом возрасте 261
11.4. Динамика злоупотребления психотропными
веществами в подростковом возрасте 264
11.5. Работа учителя с девиантными подростками 269
11.6. Материалы для семинарского занятия 276
Глава 12. Акцентуации характера280
12.1. Характер и черты личности 280
12.2. Акцентуации характера у подростков.
Типы акцентуаций 281
12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера 283
12.4. Материалы для семинарского занятия 287
Список литературы 296
Предисловие
Ребенок, развитие которого осложнено
дефектом, не просто менее развитой, чем
его нормальные сверстники, но разви-
той иначе.
Л. С. Выготский
Данная книга является учебным пособием по дисциплине ≪Основы
специальной педагогики и психологии≫. Она предназначена для само-
стоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших
и средних специальных учебных заведений педагогического профиля.
Гуманизация общественного сознания, как и современное социаль-
ное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой яв-
ляется исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств
и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность,
признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том
числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество
обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, соци-
альную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.
Применительно к личности в целом речь может идти только о педа-
гогической помощи, специальных образовательных услугах, которые
сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не при-
нимать. Термин ≪коррекция≫, имея право на существование, может
относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой
специальной педагогической помощи," либо к среде, окружающей че-
ловека с ограниченными возможностями.
В современном учебно-воспитательном процессе действует уста-
новка нового уровня:
≪Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организа-
ции ребенка, а максимально использовать свои профессиональные воз-
можности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню
культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребе-
нок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник куль-
турного и профессионального роста самого учителя≫ (Н. М.Трофимова).
8 Предисловие
Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающих-
ся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно,
особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их
обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.
В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда
актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология
и специальная педагогика. На основе данных специальной психоло-
гии строится система обучения, воспитания, и социальной адаптации
людей, имеющих различные типы нарушений психического развития,
определяются наиболее эффективные методы обучения, система про-
фессиональной консультации и профориентации.
Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный
и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе тра-
диционных источников. Это позволяет не только получить представ-
ление о содержании учебного курса, но и применить полученные зна-
ния в собственной научной и практической деятельности в гуманных
целях.
В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрирован-
ного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специ-
альной психологической помощи в системе образования, проблемам
психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетент-
ности будущего специалиста.
Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы
учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов.
Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психоло-
гии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные ка-
тегории дисциплины, параметры и классификация основных видов
дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей
с ограниченными возможностями.
Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагоги-
ческую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по
типу ретардации и дисфункции созревания.
В пособии уделено место особенностям работы с детьми в условиях
дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о де-
тях с эмоционально-волевыми нарушениями.
По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений про-
блемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые ме-
тодические рекомендации. Существенное место в пособии отводится
организации самостоятельной работы студентов: даны примерные
темы, необходимые рекомендации.
Предисловие
Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в про-
цессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут
им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельно-
сти. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестати-
стической, функциональной норме и основкых тенденциях развития
ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его
уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных разли-
чий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание
к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и про-
блемам, своевременная психологическая поддержка позволят вырабо-
тать собственную продуктивную педагогическую систему уже со сту-
денческой скамьи.
Глава 1