Социально-педагогические проблемы

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX вв.

ПЛАН

1. Отечественная педагогика о воспитании детей в семье.

2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

3. Взгляды П.Ф. Каптерева на воспитание детей.

4. Отечественная педагогика XIX в. о «трудных детях».

5. Социально-педагогические учреждения в России для трудновоспитуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания. – М.: Карапуз, 2005.

2. Каптерев П.Ф. О природе детей. – М.: Карапуз, 2005.

3. П.Ф. Каптерев О семейном воспитании: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.

5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия. – М.: Академия, 2003.

6. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. (любое издание).

СЕМИНАР № 5-6

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

ПЛАН

1. «Педагогика среды» С.Т. Шацкого.

2. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемости. Воспитательная система ШКИДы.

3. Проблема трудновоспитуемости в трудах трудах отечественных педагогов советского периода.

4. Роль детских общественных организаций в воспитании личности (Всесоюзная пионерская организация, скауты).

5. Проблемы семейного воспитания в трудах отечественных педагогов советского периода.

6. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о семейном воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (любое издание)

2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Письма к сыну. (любое издание)

3. Книга вожатого. – М., 1976.

4. Васильева Ю.О. Враги и предшественники //Вожатый. – 1990. - № 5.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

6. Крупская Н.К. О воспитании в семье. – М., 1962.

7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991.

8. Сорока-Росинский В.Н.Республика ШКИД (любое издание).

9. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие. – М., 2000.

10. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – м., 1993.

СЕМИНАР № 7

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В УДМУРТИИ (XIX-XX в.в.)

ПЛАН

При подготовке к семинару обратите внимание на деятельность благотворительных обществ и частных лиц в гг. Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов, 2002.

2. Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000.

3. Гришкина М.В. Этюды из истории IX-XIX вв. – Ижевск. 1994.

4. Шадрина Т.Г. Благотворительность в истории города Сарапула: Дипломная работа. – Глазов, 2006.




Вопросы к экзамену по истории социальной педагогики

Это одновременно вопросы для КСР

1. Предмет, задачи, источники и периодизация истории социальной педагогики.

2. Социальное воспитание в первобытном обществе. Социальная помощь и взаимопомощь в древнейших славянских общинах.

3. Социальное воспитание, благотворительность и общественное призрение в Древней Греции.

4. Социальное воспитание, благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.

5. Античная педагогика о социальном воспитании. Римское право о проблемах усыновления и попечительства.

6. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья. Отношение средневекового общества к нищим и убогим (X-XV вв.).

7. Вклад средневековых мыслителей в теорию социальной педагогики (Т. Мор, Т. Кампанелла, Э.Роттердамский, В. Да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень).

8. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе с XVI до середины XVIII вв.

9. Развитие социально-педагогической теории в Европе в XVII-XVIII вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

10. Становление социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания на рубеже XIX – XX вв. (Ф.В. Дистервег, Г. Боймер, Г. Ноль, П. Наторп).

11. Филантропическое направление в педагогической теории и практике в 19 в. (И. Базедов, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн).

12. Социально-педагогические взгляды и деятельность Я. Корчака. («Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение»).

13. Основные тенденции в развитии благотворительности в Западной Европе и США с конца XVIII до начала XX века.

14. Социально-педагогическая деятельность в системе образования в XIX – первой половине XX в. (экспериментальная педагогика, прагматическая школа, трудовое воспитание и т.д.).

15. Развитие теории и практики социального воспитания (X-XVIII в.в.) (основные тенденции развития благотворительности на Руси в IX-XV вв., система социальной помощи в России в XVI - XVIII в.в.; «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», Ф. Прокопович, И.И. Бецкой).

16. Ведомственная, общественная и частная благотворительность в России в XIX – начале XX в.в.

17. Развитие государственной и церковной социальной помощи в России в XIX – начале XX в.в.

18. Проблема трудновоспитуемости в теории и практике отечественной педагогики XIX века.

19. Проблемы семейного воспитания в отечественной педагогике XIX в.

20. Система социального воспитания в Советской России. (1917-1991 годы).

21. Проблема трудновоспитуемости в теории и практике отечественной педагогики советского периода. (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, Болшевская коммуна под руководством М. С. Погребинского, Школа детской радости (школа-коммуна С.М. Ривеса и Н.М. Шульмана; Л.С. Выготский Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, Развитие трудного ребенка и его изучение, Трудное детство; П.П. Блонский О так называемой моральной дефективности).

22. Проблема социального воспитания в наследии С.Т. Шацкого.

23. Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

24. Благотворительность в Удмуртии в XIX – XX вв.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы (далее - СР)

1) Вопросы подчеркнутые не нужно использовать для СР

2) Вопросы, выделенные курсивом, легче, чем остальные. А потому над подобным вопросом работает 1 человек

3) Прочие вопросы возможно и по 1 и по человека прорабатывать. ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы вопросы были распределены все. Чтобы над 1 вопросом не работало несколько студентов.

4) Выбираем вопрос. Из объема информации выбрать весь материал, подходящий к теме. И распределить по папкам.

ПАПКА (лучше назвать Фамилия студента и краткой формулировкой вопроса, например, Ворончихина Мор, Кампанелла и др.

В ней тоже папки:

Наши рекомендации