Методология и методы педагогики
Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов. Это — учение о структуре, логической организации, методике и средствах познавательной деятельности (по Э. Г. Юдину). Принципы и методы бывают разных уровней: высшие — это философия разных направлений, гносеология. Уровень общенаучный представлен такими науками и отраслями знаний, как логика, социология, информатика, кибернетика, моделирование и др. Конкретно-педагогический уровень основан на методах научно-педагогического исследования.
Методологическое значение в науке вообще и в педагогике в частности, тоже имеют законы, тенденции и принципы, педагогические категории, понятия и термины. Определенную роль в методологии играют педагогические постулаты, аксиомы и теоремы.
Методы педагогики:
Среди методов, которые используются в современной педагогике, можно назвать педагогическое наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование), педагогический эксперимент (глобальный, локальный, микроэкперимент), терминологические методы (связанные с отработкой лингвистических компьютерных систем), социометрический метод, метод тестирования, метод биографий, рейтинг и другие.
Методологические принципы — это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими из этих принципов являются следующие:
- Воспитание носит социально детерминированный характер, т. е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни.
- Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды. Этот принцип повышает роль специально организованного воспитания в формировании личности.
- Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию.
- Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств.
- Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.
Общекультурное значение педагогики.
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. То есть, образование как социокультурный феномен претерпело в процессе исторического развития изменения.
В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человекоориентированная, педоцентристская и детоцентристская. Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры в процессе воспитания и обучения, познания и общения, игры и трудовой деятельности. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов, необходимых человеку для жизни и творчества, постоянно расширяется, в него добавляются и владение основами физической, эстетической культуры, экологии и экономики и др.
Сущность технократической парадигмы проявляется в своеобразном воззрении, основными чертами которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
В качестве эталона социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют цели и характер воспитания и образования.
В рамках человеко-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.