Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами
Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества, третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками.
Преимущества арбитража:
· есть возможность принять быстрое решение;
· руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение.
Недостатки арбитража:
· чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно;
· принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой;
· решение носит спорный характер;
· ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности.
Ситуации, в которых арбитраж необходим:
· принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта;
· ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность;
· переговорный процесс между участниками конфликта невозможен.
Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон.
Преимущества посредничества:
· посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения;
· посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения.
Недостатки посредничества:
· переговорный процесс может отнять много времени;
· поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник;
· деятельность посредника сложна, требует особых навыков.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:
· осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»),
· наличие между индивидами определенных отношений,
· ? … (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов), функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами,
· ?...
2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это:
a) большая группа;
b) малая группа;
c) условная группа;
d) лабораторная группа.
3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:
a) первичной;
b) неформальной;
c) референтной;
d) паритетной.
4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ):
a) объединение людей во имя социально одобряемой цели,
b) «мы-чувство»;
c) целостность,
d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется:
a) ассоциация;
b) корпорация;
c) кооперация;
d) конформизм.
6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется:
a) социальная фасилитация
b) конформизм
c) идиосинкразический кредит
d) социальная ингибиция.
7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:
a) социальная фасилитация;
b) конформизм;
c) идиосинкразический кредит;
d) социальная ингибиция.
8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:
a) социальная фасилитация;
b) конформизм;
c) идиосинкразический кредит;
d) социальная ингибиция.
9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:
a) рефлексия;
b) негативизм;
c) борьба;
d) рациональный конформизм.
10. Заполните пропуски в таблице:
Отличительные характеристики лидера и руководителя
Характеристики лидера | Характеристики руководителя |
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группе | Регулирует … отношения в группе |
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы. | Руководитель …, это более стабильное явление |
Система санкций зависит от …. | Обладает более определённой системой санкций. |
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны. | Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от …. |
Лидерство – индивидуально-психологическая характеристика отношений в группе (элемент ...). | Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент ...). |
11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите).
12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль:
a) авторитарный;
b) демократический;
c) либеральный.
13. В условиях, близких к экстремальным; в жёстко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:
a) авторитарный;
b) демократический;
c) либеральный.
14. Дела в группе идут сами собой; лидер не даёт указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:
a) авторитарного;
b) демократического;
c) либерального.
15. В общении можно выделить три стороны:
· коммуникация (? …),
· ?… (организация взаимодействия),
· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните).
16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это:
a) тезаурус
b) словарь
c) аттракция
d) каузальная атрибуция
17.Паралингвистическая система включает:
a) жесты, мимику, пантомимику;
b) движения глаз;
c) систему вокализации;
d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.
18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».
19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих
20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:
a) рефлексия;
b) идентификация;
c) проекция;
d) аттракция.
21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:
a) стереотипизация;
b) идентификация;
c) каузальная атрибуция;
d) аттракция.
22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия).
23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:
a) стереотип;
b) предубеждение;
c) каузальная атрибуция;
d) аттракция.
24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:
a) понимания
b) социально-культурного различия
c) отношения.
25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется:
a) идентификацией
b) эмпатией
c) рефлексией
26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:
a) ореола
b) первичности
c) новизны.
27.Экстралингвистическая система включает:
a) жесты, мимику, пантомимику
b) качество голоса, диапазон, тональность
c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.
28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:
a) личностная
b) объектная
c) обстоятельственная.
29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:
a) фонетический
b) логический
c) семантический
d) стилистический
30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:
a) тезаурусом
b) стереотипом
c) предубеждением
d) клише.
31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:
а) инцидент;
б) конфликтная ситуация;
в) позиция;
г) конфликтоген.
32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:
а) деструктивных;
б) продуктивных;
в) горизонтальных;
г) вертикальных.
33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) уступка;
г) избегание;
д) соперничество.
34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках, вы прибегнете к способу управления конфликтом:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) уступка;
г) избегание;
д) соперничество.
35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) уступка;
г) избегание;
д) соперничество.
36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:
а) интерес;
б) позиция;
в) инцидент;
г) объект.
37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:
а) арбитража;
б) посредничества;
в) сотрудничества;
г) избегания.
38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните)?
39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного? неслучайного?) конфликта.
40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).
РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.
Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).
В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.
Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.
Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.
Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.
Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.
Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.
К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования.
К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.
Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определённого типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнёра по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Вход в модуль
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.